Министр национальной экономики РК Куандык Бишимбаев положительно относится к идее сократить расходы республиканского бюджета.
"Я положительно отношусь к этой идее. Теперь осталось найти, что можно сократить и тогда можно это сделать… Действительно – мы изучаем такую возможность, потому что я не сказал бы "неэффективно", но ряд расходов на следующий год действительно значительно сокращается, в том числе связанные со строительством, проведением ЕХРО, Универсиады. Крупные мероприятия завершаются и соответственно появляется какая-то возможность", - сказал он на пресс-конференции после заседания правительства 5 октября.
Напомним, ранее председатель попечительского совета Центра прикладных исследований "Талап" Рахим Ошакбаев предложил правительству не увеличивать, а может даже и сократить налоговую нагрузку на бизнес за счет оптимизации неэффективных бюджетных расходов.
Министр также высказал точку зрения о том, что часть расходов сократить нельзя по объективным причинам. В частности, речь идет о необходимости продолжения строительства школ, больниц, поликлиник и других социальных объектов. В связи с этим г-н Бишимбаев предложил "найти баланс" между тем, чтобы экономить средства бюджета, и выполнением социальных обязательств государства.
В этих условиях государство сконцентрируется на сборе денег с бизнеса, работающего в "тени". При этом министр пообещал, что налоговая нагрузка на бизнес, который действует прозрачно и платит все налоги, не будет повышаться. "Есть большое количество предприятий, нагрузка на которые совершенно несопоставима с тем, что платят прозрачный, понятный бизнес. Может быть, за счет правильного налогообложения и сбора тех доходов, которые мы недополучаем от них, можно будет решить в том числе вопросы доходной части бюджета. То есть наш принцип: тот, кто платит честно, прозрачно - не должен платить больше, а тот, кто сегодня налогов не платит, на него нагрузка будет расти", - сказал Куандык Бишимбаев.
Министр представил на рассмотрение членов правительства проект закона РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и таможенного администрирования". Законопроектом вносится 234 поправки, в том числе по налоговому администрированию – 207 поправок, по налоговой политике – 27 поправок.
Поправками в частности предлагается освободить от всех налогов операции, связанные с реализацией нефти и газа в рамках доли Казахстана в Северо-Каспийском проекте (Кашаган).
"Еще одна поправка - это решение проблем налогообложения недропользователей, реализующих газ национальному оператору. Она предусматривает определение дохода по фактической цене без привязки к себестоимости газа. Вы знаете, что в рамках СРП по Северному Каспию предусмотрена натуральная форма получения доли Казахстана по разделу продукции. В целях исключения начисления налога на налог по предложению министерства энергетики при реализации доли Республики Казахстан предлагается освободить ее от налогообложения, то есть все операции, связанные с реализацией доли Республики Казахстан в рамках Кашаганского проекта, будут освобождены от налогов, потому что сами по себе представляют доходы государства", - сказал г-н Бишимбаев.
Кроме того, законопроектом предлагается относить на вычеты на обучение казахстанских кадров расходы недропользователей на улучшение материально-технической базы организаций образования.
Министр напомнил о предлагаемом постепенном снижении минимального порогового значения для целей постановки на учет по НДС. До конца 2017 года предлагается оставить этот порог на уровне 30 тыс. МРП с дальнейшим снижением до 25 тыс. МРП (53 млн тенге) в 2018 году, 20 тыс. МРП – в 2019 году и 15 тыс. МРП – в 2020 году. Вместе с этим, предлагается восстановить норму в Налоговом кодексе по добровольной постановке на регистрационный учет по НДС.
В целях стимулирования развития кооперации предлагается исключить условия по наличию земельного участка у сельскохозяйственных кооперативов при применении специального налогового режима.
Кроме того, для поддержки отечественных сельскохозяйственных производителей предусматривается сохранение права применения единого земельного налога крестьянскими хозяйствами, которые осуществляют реализацию ранее использованных активов, а также распространение льготы по НДС при падеже и вынужденном забое импортированного племенного скота в пределах нормативов естественной убыли.
Как сообщалось ранее, нас ожидает и поэтапное повышение акцизов на алкогольную продукцию и табачные изделия. С 2017 года предлагается установить акциз на алкогольную продукцию в размере 2000 тенге за один литр, к 2019 году увеличить акциз до 2500 тенге, то есть рост к 2016 году составит 85%. На пиво и пивные напитки за один литр в 2017 году акциз составит 39 тенге, в 2019 году он увеличится до 57 тенге. Акциз на табачные изделия за тысячу штук в 2017 году предлагается установить 6200 тенге, к 2019 году повысить до 8700, то есть рост составит 74%.
Кроме того, в целях избежания двойного налогообложения и усиления конкурентоспособности отечественных производителей при экспорте алкогольной продукции, предлагается установление нулевой ставки акциза на спирт этиловый неденатурированный. Аналогичное освобождение действует в Российской Федерации и Республике Беларусь.
Кроме того, предлагаются меры для увеличения конкурентноспособности транзитного потенциала страны. Речь идет о том, что перевозка железнодорожно-паромным транспортом будет относиться к международной, то есть облагаться НДС по нулевой ставке (мультимодальная перевозка). На сегодня услуги по транспортировке товаров железнодорожным транспортом до морского порта Актау, то есть внутри границ Казахстана, не признаются услугами, связанными с международной перевозкой и подлежат обложению по ставке НДС 12%.
В случае принятия данного законопроекта сумма потерь бюджета и Национального фонда, вынесенная на республиканскую бюджетную комиссию, на 2015–2019 годы составляет 176705,1 млн тенге. В то же время, дополнительные поступления от повышения ставок акцизов и поэтапного снижения порога по НДС составят 237001,1 млн тенге.
Еще одним важным моментом является предлагаемый переход ко всеобщему декларированию доходов в один этап с 2020 года. Также предлагается: увеличить пороговые значения имущества, указываемого в декларации об активах и обязательствах; снизить размер административного штрафа за несвоевременное представление или недостоверное отражение сведений в декларации.
Жанболат Мамышев