Мажилисмен Нуржан Ашимбетов предложил ряд изменений в Концепцию развития жилищно-коммунальной инфраструктуры, передает inbusiness.kz.
"Первое. Для развития сельских территорий президентом страны в марте текущего года был подписан указ по возмещению 50% затрат при строительстве жилья. Однако в настоящее время данный механизм не запущен. Правительством не выделен бюджет, а заинтересованные фермеры-застройщики отмечают, что разработанные правила не учитывают их интересы. Например, стоимость жилья для субсидирования должна быть не выше 100 тысяч тенге за 1 кв. метр или жилье будет арендным, что не стимулирует работников к постоянному проживанию. В то же время из-за отсутствия нового качественного жилья в сельской местности у оператора в лице Отбасы банка нет заинтересованных заемщиков", – сказал он.
При обсуждении перспектив строительства жилья на заседании аграрного комитета мажилиса выработано следующее предложение: предусмотреть механизм выплаты субсидий 50% от стоимости приобретаемого жилья получателю ипотеки в качестве первоначального взноса, отметил депутат.
"То есть фермеры строят жилье, Отбасы банк заключает договор ипотеки с заинтересованными лицами, государство перечисляет на счет банка субсидию. Таким образом, наш гражданин получает квартиру под ипотеку с 50%-ной скидкой, а фермеру возмещаются затраты. Если рассчитать, что ежегодно в стране будет строиться 1 тысяча квартир площадью 80 кв. м и стоимостью 300 тысяч тенге за "квадрат", потребуется 12 млрд тенге бюджетных средств. Программу можно привязать к инвестиционным проектам, обеспечивающим новые рабочие места с оплатой труда не менее 300 тысяч тенге, что позволит погашать ипотеку", – пояснил он.
Второй вопрос депутата касался строительства инженерных сетей для индивидуального жилищного строительства (ИЖС) на окраинах городов.
"Данная бюджетная программа была принята с целью упорядочивания застройки пригородных зон, когда без подведения инфраструктуры земли под ИЖС выдавать запрещается. Считаем, что в настоящее время программа требует корректировки по следующим причинам. Во-первых, застройка ИЖС не в лучшую сторону изменила архитектурный облик наших городов, а растянутые вдоль автомобильных дорог села создают трудности при перемещении граждан. Во-вторых, несмотря на имеющиеся списки очередников на земельные участки, при их выдаче граждане не спешат их осваивать или используют их для дальнейшей перепродажи. К примеру, участок "Авиагородок" города Павлодара не застраивается свыше 15 лет", – продолжил Ашибетов.
Третье, по его словам, в некоторых случаях возникает вопрос о целесообразности расходов. К примеру, в Экибастузе в районе ипподрома на выделенном массиве проведены электричество, вода и даже уличное освещение, однако свыше трех лет на нем не предоставлено ни одного участка. Такая картина имеется и в других регионах.
"Четвертое. Жилые дома, построенные по программам переселения и занятости, зачастую низкого качества, при строительстве таких поселков не учитывалось наличие социальных объектов, автобусного сообщения, а главное, мест трудоустройства. Скопление трудовых ресурсов в городах и их нехватка в селе приводят к выводу о необходимости изменений в жилищном строительстве", – сказал Нуржан Ашимбетов.
В связи с этим он предложил:
- предусмотреть выплату субсидий при строительстве жилья в сельской местности в счет первоначального взноса заинтересованных граждан;
- при строительстве инфраструктуры для ИЖС приоритетным считать развитие сельских территорий;
- провести ревизию по эффективности строительства инженерной инфраструктуры для ИЖС в городах;
- поручить отраслевому министерству, акимам регионов при корректировке генеральных планов и ПДП (планов детальной планировки) учитывать застройку ИЖС с учетом современных требований в архитектуре, транспортной и социальной инфраструктуры, а также наличия мест трудоустройства.