Производство мяса крупного рогатого скота в 2024 году во всем мире достигло 78,7 млн тонн. Это на 2,8% больше, чем в 2023-м, сообщается в отчете Meat Market Review. Overview of global market developments in 2024, подготовленном Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН. В документе указывается, что рост стал возможен благодаря бразильским и австралийским фермерам, передает inbusiness.kz.
У лидеров секрет постоянного роста прост: низкие производственные затраты при высоком предложении КРС на забой. Международный спрос на продукцию из Бразилии и Австралии не сбавляет позиций. Австралийская говядина, допустим, популярна в США, что вкупе с другими странами-покупателями обеспечило 16-процентный годовой рост. Китай и Евросоюз тоже нарастили производство, равно как и Индия, что удивительно, учитывая стереотипный статус коровы в этой стране. Там подъем производства также связан с избытком готового к забою поголовья.
Спрос поднялся в США, КНР, Иране. Это позволило прийти к объемам мировой торговли в 13,1 млн тонн, что на 9,8% больше, чем в 2023-м. В Поднебесной, несмотря на внутренний рост, импорт говядины увеличился на 4,5%. Закупают китайцы мясо преимущественно в Южной Америке, в частности – в Бразилии и Аргентине.
В отчете ни разу не упоминается Казахстан. Это вполне объяснимо, учитывая, что производство говядины в нашей стране давно не на передовых позициях. А экспорт скота продолжительное время находится в регулируемом режиме. Новые ограничения вступили в силу совсем недавно, 30 апреля, о чем inbusiness.kz рассказывал ранее.
Напомним, согласно установленным нормам, лимит для вывоза бычков возрастом выше 12 месяцев составил всего 60 тыс. голов, из которых 40 тыс. предназначены для откормплощадок, 20 тыс. – для товаропроизводителей. Меры вводятся на 6 месяцев и направлены на регулирование экспорта крупного и мелкого рогатого скота.
Конечно, в таких условиях о развитии говорить не приходится. Квота в 60 тыс. – это очень мало. На начало текущего года, рассказали нам в Республиканской палате Ангус Казахстана, поголовье скота в стране составляло 8 млн. В то время как скота, разрешенного к вывозу, менее 1% от общего стада. Положение дел у фермеров эта квота вряд ли улучшит, равно как и не вдохнет новую жизнь в отрасль, поясняют эксперты палаты.
Дело в том, что мясной бизнес без прицела на экспорт не выгоден для инвесторов. Сейчас РК, по сути, пользуется плодами действовавшей у нас когда-то программы развития экспортного потенциала мяса КРС. Поголовье было улучшено, закуплен качественный скот, построены откормочные площадки и племенные репродукторы. Сейчас все эти процессы из-за ограничений на экспорт притормозились.
Вместе с тем три года назад на международном животноводческом форуме Lepsi 2022 (кстати, после годичного перерыва площадка возобновит свою работу уже в этом июне снова) известный в отрасли эксперт Фрэнк Грэйвс отметил, что "наша страна обладает самым большим в мире потенциалом для производства говядины за счет огромных земельных наделов и наличия кормовой базы". Однако пока эту возможность Казахстан не использует, сетуют отраслевики.
Впрочем, у решения властей квотировать вывоз живого скота есть объяснение. Экспорт молодняка — по сути вывоз сырья с минимальной добавленной стоимостью. Вместо того чтобы перерабатывать скот внутри страны и экспортировать готовую продукцию, Казахстан теряет прибыль, рабочие места и возможности для роста смежных отраслей. Как итог, ограничения направлены на то, чтобы оставить экономическую выгоду внутри страны.
Молодое поголовье — основа для обновления стада. Массовый вывоз ослабляет воспроизводственный потенциал и может привести к сокращению численности скота. Внутренний рынок в итоге страдает от дефицита сырья и повышения цен на мясо.
Формально сдерживание экспорта скота создает стимул для развития переработки, откормочных площадок и логистики. Без этого инвесторам невыгодно развивать цепочку "от фермы до прилавка". Однако, укрепляя таким образом продовольственную безопасность, власти могут тормозить становление полноценной мясной индустрии. Хотя в условиях нестабильной внешней конъюнктуры и растущего спроса на продовольствие внутри страны важно сохранять и наращивать ресурсную базу.
Читайте по теме:
Мясо может стать недоступным в Казахстане