DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 286,33 Brent 36,55
Halyk Bank презентовал третий Центр бизнеса в Алматы

Halyk Bank презентовал третий Центр бизнеса в Алматы

Предправления Умут Шаяхметова рассказала, как банк планирует развивать сервисы для корпоративных клиентов.

06 Февраль 2019 14:18 5462

Halyk Bank презентовал третий Центр бизнеса в Алматы

Автор:

Елена Тумашова

Фото: Максим Морозов

«После объединения с Казкомом наша клиентская база значительно выросла. Причем больше пришло посетителей, которые работают на операционно-кассовом, транзакционном обслуживании. Оценив потребности наших клиентов в рамках объединенного банка, мы открыли новый Центр бизнеса для обслуживания юридических лиц. Он располагается в здании Алматинского финансового центра, где раньше находился головной офис Казкома. Я считаю, это очень символично», – сказала во время открытия центра бизнеса председатель правления Умут Шаяхметова.

Новый Центр бизнеса – третий по счету в Алматы. В общем Halyk Bank имеет 11 отделений в городе для облуживания юридических лиц. Новый центр достаточно большой: 18 менеджеров, четыре кассира плюс обменный пункт, зона VIP-обслуживания. Также есть три автокассы, которые работают и по приходным, и по расходным операциям в режиме 24/7, и АДМ (автоматизированная депозитарная машина) – с помощью этого устройства клиент может самостоятельно пополнить свой счет, причем ограничений по сумме нет.

«В этом Центре бизнеса мы предоставляем услугу, которая пока у нас есть не во всех городах, и ранее мы предлагали ее в основном физическим лицам. Это видеобанкинг. Планируем развивать эту услугу для юридических лиц и дальше», – рассказала глава банка.

Ожидается, что в новом Центре бизнеса будет обслуживаться 5 тыс. организаций, в первые два дня его работы в нем было обслужено более 600 компаний.

Какие сервисы для юрлиц будет развивать банк

«В дальнейшем планируем развивать услуги для юрлиц в онлайн-банкинге, где уже сейчас можно совершать большое количество разных видов транзакций», – продолжила председатель правления, добавив, что «в целом банк активно продвигается в этом направлении».

«Да, мы говорили, что в рамках интеграции (Народного банка Казахстана и Казкоммерцбанка. – Ред.) у нас были определенные шероховатости. Постинтеграционный период мы уже тоже прошли. Сейчас вошли в активную фазу развития. Банк не останавливается на достигнутом, хотя мы уже и стали очень крупным игроком. Нам каждый клиент важен и дорог. Удобство клиентов для нас сегодня главный приоритет», – сказала Умут Шаяхметова.

Отвечая на вопрос abctv.kz о том, как банк планирует привлекать клиентов – юридических лиц, предправления Народного банка отметила, что банк снизил тарифы на кассовое обслуживание, также улучшил обслуживание по валютному контролю – этим занимаются отдельные менеджеры.

«Был создан колл-центр для валютных операций. Когда клиент проводит валютную операцию, он может позвонить туда напрямую и отследить свой валютный контракт», – рассказала банкир.

Необходимость запуска такой услуги, по ее словам, объясняется сложностью валютного законодательства и тем, что оно часто меняется.

«В прошлом году Национальный банк принял много изменений, в этом году также ожидаются новшества. Мы видим, что бизнес не всегда в курсе, поэтому проводим отдельные тренинги и семинары для клиентов, в первую очередь по валютному законодательству. Также обучаем своих сотрудников – какие изменения происходят на законодательном уровне», – рассказала Умут Шаяхметова.

По данным на 1 января 2019 года, предоставленным Народным банком, займы, посчитанные по МСФО на гросс-основе, в целом по банку практически достигли 3,1 трлн тенге, по Алматинскому филиалу – 82,4 млрд тенге. Обязательства банка перед клиентами (депозиты и текущие счета) составили почти 3,1 трлн тенге в целом по банку (депозиты превысили 1,3 трлн тенге), по Алматинскому филиалу обязательства перед клиентами превысили 830 млрд тенге (депозиты приблизились к 380 млрд тенге).

Елена Тумашова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

За что регуляторы Казахстана, России и Беларуси отзывали у банков лицензии?

«Эксперт РА» сравнило сектора трех стран.

25 Май 2020 13:47 463

За что регуляторы Казахстана, России и Беларуси отзывали у банков лицензии?

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» сравнило банковские сектора трех крупнейших стран СНГ по уровню ВВП на душу населения (Россия, Казахстан, Беларусь) и выяснило, что, несмотря на общее прошлое, банковские рынки существенно отличаются друг от друга по многим аспектам.

Несмотря на более чем десятикратное различие в количестве игроков на банковских рынках трех стран (менее 30 организаций в Казахстане и Беларуси и почти 400 – в России), структура этих рынков при первом рассмотрении кажется похожей. Так, на 1 января 2020 г. в каждой из трех стран около трети активов всей банковской системы аккумулирует один крупнейший банк, а доля пяти крупнейших банков колеблется от 63% до 73%.

«Если расширить оценку с пяти до десяти крупнейших участников рынка, то выявляется страна-«антилидер» по уровню концентрации: топ-10 банков покрывают 93% всех активов банковского сектора Беларуси при 80-85% в России и Казахстане. Это наблюдение еще раз подтверждается сравнением значений индекса Херфиндаля-Хиршмана – это индекс, который оценивает позиции каждого участника банковского рынка и степень концентрации рынка. Согласно значению индекса, рынок Беларуси можно отнести к высококонцентрированному, в то время как рынки России и Казахстана характеризуются скорее умеренной концентрацией. При этом наиболее благоприятная с точки зрения конкуренции среда отличает банковскую систему Казахстана», – отмечается в исследовании «Эксперт РА».

Еще больше различий в структуре банковских рынков трех стран аналитики обнаружили при сравнении позиций банков с преимущественно государственным, иностранным и частным капиталом. Так, например, в Беларуси и Казахстане достаточно значимую долю (около трети и около пятой части всего рынка соответственно) занимают иностранные банки. При этом без учета присутствия российских «дочек» доля рынка, приходящаяся на банки с иностранным капиталом, во всех трех странах составляет около 9-10%.

Почти три четверти всего банковского рынка Казахстана приходится на частные банки, что сильно контрастирует с белорусским и российским рынками, где наиболее значимыми конкурентными преимуществами обладают банки с госучастием.

«Говоря о значимых позициях на рынке Беларуси банков с государственным капиталом (более 60% банковского сектора), стоит отметить, что достигнуты они были во многом благодаря претворению в жизнь государственных программ и мероприятий по так называемому директивному кредитованию двумя крупнейшими банками страны. Задолженность по таким кредитам на 1 января 2019 г. составляла около половины выданных кредитов клиентам Беларусбанка и Белагропромбанка и около 17% активов всей банковской системы. В настоящее время страна идет по пути сокращения ежегодных лимитов директивного кредитования (так, с 2016 по 2020 г. ежегодный лимит по директивному кредитованию снизился более чем в три раза), однако полностью не отказывается от этого инструмента», – подчеркивают аналитики.

Интересно, что в России крайние регулятивные меры в виде отзыва лицензий на осуществление банковской деятельности применяются регулятором чаще, чем национальными банками Казахстана и Беларуси. Аналитики подсчитали, что за последние пять лет в Беларуси всего пять организаций лишились права заниматься банковской деятельностью, при этом все – за период до 2017 г. В Казахстане отзывы лицензий происходили с большей регулярностью (в 2016-2018 гг. отзывалось хотя бы по одной банковской лицензии), однако в 2019 г. также не было отмечено ни одного случая.

Однако оценивать активность по «чистке» банковского рынка лучше не по абсолютному числу отозванных лицензий (из-за несопоставимости числа участников рынка), а по тому, какая часть банков за пятилетний период потеряла право заниматься профильной деятельностью. Так, в Казахстане вынужденно прекратил свою деятельность каждый седьмой банк, в Беларуси – каждый пятый, в России – каждый третий.

В России причины отзыва лицензий достаточно многообразны, как правило, это проведение высокорискованной кредитной политики, нарушении «антиотмывочного законодательства» или проблемы с капиталом.

В Беларуси именно недостаток капитала (при отказе собственников сменить форму деятельности на небанковскую кредитно-финансовую организацию) послужил причиной отзыва большинства лицензий.

В Казахстане, помимо недостаточной капитализации, лицензии отзывались за нарушение пруденциальных нормативов и невыполнение платежных обязательств перед контрагентами. При этом Национальный банк РК может предварительно (иногда многократно) приостанавливать отдельные виды банковских лицензий (как правило, на прием депозитов физических и юридических лиц), с обязательной публикацией таких решений на своем сайте.

«Инструментарий Банка России тоже включает санкции в виде запрета на привлечение средств клиентов, однако до 2020 г. такие решение принимались конфиденциально», – отмечают аналитики рейтингового агентства.

В Казахстане санация, например, осуществляется средствами и под надзором государства, и только после оздоровления банк может быть продан новому частному инвестору. Россия обладает наибольшим опытом в применении санации: в российской банковской истории санации проводились и частными лицами, и кредитными организациями, и непосредственно государством.

Законодательство Беларуси не предусматривает применение к банкам механизма санации – вероятно, в числе прочего потому, что частный банковский сектор в стране существенно уступает в позициях государственному, а поддержка государственных банков оказывается иными методами, от прямых вливаний в капитал до выкупа специально созданными для этого структурами проблемных активов. Тем не менее в ближайшем будущем ситуация должна измениться, так как Национальный банк Республики Беларусь объявил о разработке с технической помощью Всемирного банка национального института санации проблемных банков.

Важной особенностью национальных рынков являются различия в подходах к исполнению обязательств перед вкладчиками после отзыва лицензии. Так, в России обязательному возмещению подлежит сумма депозита, не превышающая 1,4 млн рублей, в Казахстане – 15 млн тенге, что почти в два раза больше. В Беларуси возмещению подлежит вся сумма вклада, какой бы она ни была, включая начисленные проценты.

Жанторе Касым

Банкам РК нарастят кредитный лимит до 1 трлн тенге

Бюджет госпрограммы поддержки экономики длинным тенговым кредитом в 600 млрд тенге увеличен в 1,7 раза, часть средств из которых пойдет из ЕНПФ.

25 Май 2020 09:36 502

Банкам РК нарастят кредитный лимит до 1 трлн тенге

Объем выделяемых средств в рамках обеспечения экономики Казахстана долгосрочной тенговой ликвидностью увеличен с 600 млрд до 1 трлн тенге. Соответствующие поправки в постановление правительства «О некоторых вопросах обеспечения долгосрочной тенговой ликвидностью для решения задачи доступного кредитования» вступили в силу еще 20 апреля текущего года.

Источником финансирования будут собственные средства Национального банка, а также средства, находящиеся под его управлением, как, например, пенсионные накопления граждан. А механизм предоставления включает в себя выкуп долгосрочных облигаций банков по ставке до 11% годовых, хотя изначально средства банкам из пенсионного фонда предоставлялись по 12%.

По расчетам inbusiness.kz на основе отчетности АО «ЕНПФ», с августа 2018 года на текущий момент в рамках данной облигационной программы с изначальным лимитом в 600 млрд тенге из АО «ЕНПФ» было задействовано 155,4 млрд тенге. Претендовать на данные деньги могли банки с капиталом свыше 60 млрд тенге, а также АО «Аграрная кредитная корпорация».

Крупнейшими получателями пенсионных средств стали банки – участники программы оздоровления финсектора, а именно: АО «АТФ Банк» (продало ЕНПФ облигации на 30 млрд тенге), Банк «ЦентрКредит» (24,35 млрд тенге), Евразийский банк (21 млрд тенге), «Нурбанк» (15 млрд тенге) и Bank RBK (15 млрд тенге). Другими получателями пенсионных денег стали Kaspi Bank (19,678 млрд тенге), ХоумКредит Банк (12,647 млрд тенге), АО ДБ «Сбербанк» (8,02 млрд тенге), а также АО «Альфа-Банк» (7,5 млрд тенге).

В результате апрельских поправок в постановление кабмина лимит на каждый из банков вырос с 70 млрд до 104 млрд тенге. Согласно обсуждаемым уже новым поправкам, привлечение средств в рамках программы для АО «Аграрная кредитная корпорация» предполагается ограничить до 170 млрд тенге.

Согласно апрельским новеллам, изменилась и отраслевая структура госфинансирования. Если раньше до 400 млрд тенге планировалось выделить на обрабатывающий сектор и услуги и по 100 млрд на переработку и производство в АПК, то теперь лимиты по направлениям кредитования и поддержки разделены из пропорции 500 млрд тенге – производство в АПК; 200 млрд тенге – переработка в АПК; еще 300 млрд тенге – обрабатывающая промышленность и услуги.

Ранее inbusiness.kz писал о размерах господдержки и стоимости кредитных ресурсов, механизме выделения средств, а также отраслевом спектре господдержки.

Султан Биманов

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: