Краски, мольберты, этюдники, холсты, кисточки – из Китая и России, только художник казахстанский, грустно шутят местные живописцы, сообщает inbusiness.kz.
Чтобы узнать, как развивается креативная индустрия (КИ) в Кызылординской области, мы поговорили с региональным управлением культуры и руководством объединений художников и ремесленников.
Руководитель отдела историко-культурного наследия, музеев и библиотек управления культуры, архивов и документации Кызылординской области Жанар Нуржакипова после краткого ввода о креативной индустрии рассказала о местном художнике.
"У нас есть художник Дулат Айтбаев. Он недавно выполнил заказ из Китая на изготовление 50 картин из рисовых зерен. Показал себя, прорекламировал кызылординский рис. У него есть ИП. Теперь ему нужно выиграть грант для развития МСБ. То есть написать бизнес-план, защитить проект, получить деньги и расширить свое дело. Мы поговорили с ним, он хочет заняться этим, но времени нет. Может быть, его не знают в Казахстане, а продвижение в рамках креативной индустрии сделает его известным", – говорит она.
Продолжая разговор, Жанар Нуржикипова отметила, что местные исполнительные органы получили задание продвигать представителей и продукции креативной индустрии в своих регионах.
"У нас есть художники, ремесленники, певцы, танцоры, приходите, пожалуйста, развивайте креативную индустрию. Или есть меценаты, которым нужно продвижение в КИ. Сегодня мы вовлекаем в КИ местных художников и ремесленников. Их надо организовать, продвигать, чтобы сделать известными в стране, за рубежом. Так, из художников мы вовлекаем в индустрию аксакала Амангельды Кененбаева, молодых Даулета Тойшыбаева и Дулата Айтбаева (им меньше 40 лет). Всего в области насчитывается 22 художника. Многие из них пожилые, новое не сразу принимают, но мы привлекаем их в КИ. Ремесленников насчитывается более 40 человек. Часть входят в Союз ремесленников, часть нет", – продолжает спикер.
Иными словами, на сегодня кызылординским мастерам не хватает продвижения.
"Термин "креативная индустрия" введен недавно, в 2023 году. Вносят изменения в десяток законов. Поддержка только начнется. В регионе народ стеснительный, другой, чем в Астане и Алматы. Поэтому мы открыли коворкинг на базе областной библиотеки. Открытый в прошлом году центр "Анаға тағзым" стал хабом, где проводятся занятия по бисероплетению, бабушки обучают молодежь валять войлок и так далее", – сообщила Нуржакипова.
Встреча была в центре "Анаға тағзым", так что поговорили и с его директором Алтынай Молжановой. Она сообщила, что в преддверии праздника Наурыз-2024 планируют провести выставку моды в этностиле.
"Хотим собрать на выставку всех, кто шьет в регионе национальную одежду, создать базу мастеров. Например, кто-то шьет одежду дома, и никто не знает об этом мастере. Пусть он начал шить вчера или много лет назад. В области достаточно людей, которые валяют войлок, шьют одежду под своими брендами. Но еще больше тех, кого знают только в узком кругу", – отмечает Молжанова.
По словам Нуржакиповой, для местных мастеров сырье – проблема.
"Вопрос сырья для производства – очень больной вопрос. Так, сырье для войлока закупают в Мангистауской, Атырауской и других областях", – говорит она.
К слову, местные породы овец не подходят для получения нужной шерсти.
В общем, для развития креативной индустрии нужны специалисты, сырье, маркетинг.
Было отмечено, что Кызылординской области сложно соревноваться с другими регионами.
Что говорят художники и ремесленники
Руководитель филиала Союза ремесленников РК по Кызылординской области, член Союза художников РК Бекзат Жакипов рассказал, что у них нет прямой поддержки местных властей.
"Здание, где мы сейчас сидим, – бывшие офицерские казармы Российской империи, которые хотели снести. Бывший руководитель кызылординского филиала Союза художников РК Амангельды Кененбаев вместе с другими мастерами отбил здание под художественную галерею. Если бы не галерея, сейчас художники кочевали бы. Есть художественные мастерские, построенные в советские годы. Живописцы в 1990-х их приватизировали. После смерти многих мастеров помещения используют в других целях. Осталось только три мастерские, их владельцам больше 70 лет, и когда они умрут, эти помещения тоже потеряем. Несколько лет назад мы обратились в областной акимат, и нам здесь выделили две комнаты. Из-за нехватки помещений мы отдали одну под швейную мастерскую, вторую – художникам", – поясняет он.
Жакипов и нынешний руководитель филиала Союза художников РК по Кызылординской области Темирбек Сагимбаев отмечают, что, если здесь собрать всех мастеров, они не поместятся.
"Нам обещали, что в строящемся центре искусств найдется место, не знаю, исполнят или нет. Там хотят разместить другое учреждение. Хотя к нам приходят, когда нужна картина, изделие в подарок, на выставку. В другое время про нас забывают", – говорит Жакипов.
Сагимбаев много лет работал художником в областном театре, откуда вышел на пенсию. После чего его взяли на полставки художником в областной музей. Музей, как часть управления культуры, и поддерживает художников.
"Руководство музея дает нам многое. Материалы, краски, автотранспорт для поездок в другие регионы, на пленэр", – сообщают спикеры.
В кызылординском филиале Союза ремесленников, по словам Жакипова, 18 человек, включая кандидатов.
"В Союз ремесленников входят члены и кандидаты. Чтобы стать кандидатом, надо представить свою работу, документы об учебе, работе, выставках, рекомендации двух-трех членов союза. Потом это портфолио филиалы отправляют в Алматы, в Союз художников РК, а мы защищаем. Затем выносится решение: не принимать, сделать кандидатом на один год или членом союза. Став кандидатом, человек платит половину членского взноса. У художников проще – или берут, или нет", – говорит спикер.
В прошлом году Сагимбаев представил союзу пять кандидатур.
"Ни одного не приняли. Отбор жесткий. Со всего Казахстана только троих приняли. Даже астанчан не взяли", – сообщает художник, не являющийся членом союза.
Как оказалось, членство в союзе – дело статусное.
"Если на выставку областного или республиканского уровня попросят картины, то работы Темирбека, пусть он и руководитель филиала, не примут, в отличие от члена союза", – отмечает Жакипов.
Поэтому Сагимбаев предлагает местным художникам принимать участие в местных выставках, даже если они не являются членами Союза художников.
В регионе насчитывается 30 художников, членов союза. Многие живут в Кызылорде. Такая же ситуация и с членами Союза ремесленников. Вместе с тем в регионе много людей, имеющих диплом художника.
"Многие стали учителями, другие самостоятельно развиваются или ушли в бизнес, работают таксистами. Поддержки нет. Или же работают художниками в разных организациях. Так и с ремесленниками. В целом по всему Казахстану. Люди обижены. Пять человек, которых я просил собрать документы, подать в СХ РК, ходил за ними целый год, отмахивались от меня: не нужно. Когда им отказали, они еще больше разочаровались. Как будет в этом году, не знаю. Тонем", – продолжает художник.
К слову, в Казахстане насчитывается около 1500 художников и примерно 900 ремесленников, членов союзов.
Спикеры отмечают, что, если бы мы пришли к ним 15 лет назад, можно было увидеть много художников.
Сегодня Сагимбаев живет тем, что рисует картины на заказ для властей и населения.
"Например, пришел один человек, мол, у меня отец был мастером, нужен портрет. Дает фотографию, рисую. На заказ для акиматов, управлений рисуем портрет Коркыт ата. Стабильно и часто покупают наши творческие работы китайцы. Например, у меня покупают пейзажи. Так, два китайца недавно купили картину, попросили снять с подрамника, свернули холст и ушли. Видимо, чтобы забрать на родину, показать там природу региона", – рассказывает художник.
Отвечая на вопрос, куда бы художники хотели поехать на пленэр, Сагимбаев был скромен.
"Хотя бы в Жанакорганский район, к горам Каратау. В прошлом году обещали, но отменили. В этом году тоже обещают. Хотя бы на десять дней. За это время можно нарисовать четыре картины, две передать в фонд, две оставить себе. Если поедет 20-25 человек и каждый нарисует по четыре картины, представляете, сколько работ получится", – говорит он.
Жакипов тоже хочет собрать всех ремесленников.
"Есть мастера, которые не входят в союз, но умеют делать отличные вещи. Хочу собрать их, поговорить с ними, обсудить проблемы, может, съездить с ними за пределы области. Потому что поездка даже в другую область расширяет кругозор, узнаешь что-то новое. Вытащить их на семинары, мастер-классы, если получится. Например, чтобы сделать фотографию изделия, тоже учиться надо", – говорит он.
На сегодня в филиалах обоих союзов самым молодым мастерам около 40 лет.
"Лет через десять мы потеряем кадры, возможность для пополнения местных мастеров. У нас почти не осталось великолепных мастеров кисти, не считая Темирбека и других аксакалов. Если нет условий для действующих мастеров, то в каких условиях готовить следующее поколение художников и ремесленников?" – сетует Жакипов.
Подытоживая разговор, спикеры сказали, что им нужно свое помещение, где можно выставить свою продукцию, развиваться и обучать подрастающее поколение.
Читайте по теме:
Креативная индустрия нуждается не в деньгах, а в условиях