Послабления в виде отсутствия системы ABS, которая сокращает тормозной путь, и подушек безопасности уже действуют на российских заводах, выпускающих марки Lada и "УАЗ", с весны этого года. Причиной подобного понижения вопросов безопасности стали санкции. Теперь столь спорным новшеством намерены охватить рынок ЕАЭС, в том числе и Казахстан, где вышеуказанные марки авто пользуются спросом по причине их ценовой доступности. Сегодня бОльшая часть спроса приходится на автомобили стоимостью до 10 миллионов тенге. В данном сегменте очень ограниченный объем предложений, отметил генеральный директор Центра анализа и мониторинга авторынка Артур Мискарян.
Артур Мискарян – генеральный директор Центра анализа и мониторинга авторынка:
"Здесь как государство, так и производители стоят перед простым выбором: либо предложить потребителю технику без определенного набора опций, либо с ограниченным набором опций, но при этом с обязательствами производителя дооснастить автомобили этими опциями, либо не предложить совсем ничего. Второй вариант, на мой взгляд, в нынешней ситуации неприемлем по той причине, что у нас наблюдается дефицит на авторынке, тут мы только обострим этот дефицит, во -первых. Во-вторых, надо понимать, что у нас в стране пока что низкий уровень автомобилизации: у нас на 1000 человек меньше 200 автомобилей, для сравнения, в России или Белоруссии на 1000 человек 320-330 автомобилей".
С подобной аргументацией не согласен председатель Независимого автомобильного союза Эдуар Эдоков, по мнению которого, кто-то лоббирует подобное непопулярное решение в угоду российскому автопрому.
Эдуард Эдоков – председатель Независимого автомобильного союза:
"Для известнейших и крупнейших производителей мира, те же корейские автомобили, которые занимают первые строчки в мире по качеству, безопасности, по объему продаж, это такой удар по репутации. Я думаю, они не позволят себе этого. Получается, вся эта ситуация, опять же повторюсь, в угоду российским производителям мы ставим на кон безопасность жизней казахстанцев".
Диас Еркинов: "Можете сказать, почему мы должны это делать?"
Артур Мискарян – генеральный директор Центра анализа и мониторинга авторынка:
"Ну это не вопрос угоды российскому автопрому, и это не вопрос того, что мы там должны кем-то жертвовать. Дело в том, что примерно 35-40% населения нашей страны – это жители сельской местности. Насколько, например, для жителя сельской местности критично наличие ABS или электронного распределителя тормозного усилия, на самом деле – вопрос. Тем более надо понимать, что в этой истории про автомобили без определенных опций, эта история про автомобили Lada, автомобили "УАЗ", которые нашему потребителю всегда наиболее доступны по цене, они наиболее понятны с точки зрения эксплуатации, с точки зрения обслуживания автомобилей".
Диас Еркинов:
"Но ведь в автосалонах человек, который продает те же Lada и "УАЗ", он не спрашивает, а для чего вам нужен автомобиль? Он просто берет и продает. И у меня такой вопрос: допустим, 18-летний молодой человек захотел свой первый автомобиль, увидел по цене хороший вариант, но он без ABS, без подушек безопасности. Он живет в городе. Он его возьмет же. Вопрос: как быстро такой человек встретится со столбом?
Артур Мискарян – генеральный директор Центра анализа и мониторинга авторынка:
"Во-первых, это вопрос того, насколько качественно этот молодой человек прошел курсы водительские. По моему опыту, любой адекватный инструктор объяснит, что если в автомобиле есть ABS, то мы, в том числе и в экстренных ситуациях, тормозим определенным образом. Если автомобиль не оснащен этой системой, то надо тормозить другим способом. Надо понимать, что это вопрос подготовленности водителя. Во-вторых, этот молодой человек, купив более мощный автомобиль, все равно может оказаться участником ДТП на любом автомобиле. Наличие или отсутствие этих систем не гарантирует того, что мы не станем участниками ДТП".
Растущий спрос на бюджетные марки авто характерен не только для стран ЕАЭС. В том же Китае довольно большой спрос на трехколесные автомобили, уточнил Мискарян, отметив, что в Казахстане такие средства передвижения не рассматриваются как полноценный автомобиль. Послабление же, которое дается производителям стран ЕАЭС, временное и предполагает обязательства в будущем дооснастить автомобили системами безопасности.
Эдуард Эдоков – председатель Независимого автомобильного союза:
"Если все-таки это случится и эти автомобили в таких лайтовых комплектациях, без систем безопасности выйдут на улицы нашей страны, то действительно нужно помечать их красным флагом, чтобы нужно было их бояться. Ну реально система ABS на 50% сокращает тормозной путь, подушки безопасности, у меня сейчас перед глазами нет статистики, но подушки безопасности спасли миллионы жизней. Если сейчас этого нет, то фактически такой автомобиль будет нести смерть в случае ДТП. Зачем нам это нужно? Кто лоббирует это?"
Диас Еркинов:
"По Вашему мнению, стоит ли вешать красные флаги?"
Артур Мискарян – генеральный директор Центра анализа и мониторинга авторынка:
"Важно понимать, что автомобили, те же "Лада", "УАЗ", они будут продаваться в определенном количестве, не будет, скажем так, заполонения нашего рынка. Второе, есть такой момент, как техосмотр автомобилей. И если понимать, как уже сегодня работает эта система и в каком состоянии автопарк, то уже сегодня можно выйти на улицу и развешать там кучу таких флажков на автомобили, владельцы которых, например, не проходят техосмотр".
За 10 месяцев этого года, по данным Артура Мискаряна, в Казахстане продано 98 тысяч авто, из них на долю российских Lada и "УАЗ" приходится 7% от общего числа реализованных "железных коней"
Полную версию программы "Итоги. Brief" можно посмотреть по ссылке.