ИИ в образовании: революция в учебном процессе или цифровое неравенство?

1723

Искусственный интеллект уже меняет образовательную систему, создавая как новые возможности, так и сложности.

ИИ в образовании: революция в учебном процессе или цифровое неравенство? Фото: Inbusiness/Midjourney

Уже сегодня студенты и школьники готовят домашние задания и сдают экзамены с помощью искусственного интеллекта (ИИ). Преподаватели используют ИИ для написания лекций и проверки домашних заданий.  Были случаи, когда студенты успешно защищали дипломные работы, полностью созданные искусственным интеллектом. ИИ помогает найти ошибки в работах, пишет книги и статьи. Но сможет ли ИИ заменить преподавателя? В чем заключается одна из основных опасностей и что станет с образованием в будущем? На эти и другие вопросы в интервью inbusiness.kz ответила заместитель директора Института автоматики и информационных технологий Satbayev University Айжан Касымова.

– Айжан, можете ли Вы привести конкретные примеры применения ИИ в школах и университетах сегодня?

 Искусственный интеллект активно интегрируется в образовательную среду для повышения эффективности обучения. Инструменты с ИИ применяются для персонализации обучения и автоматизации административных задач. Также широко используются интерактивные помощники и чат-боты, интеллектуальные системы оценивания и прогнозирования успеваемости, инструменты для борьбы с плагиатом и управления виртуальной образовательной средой.

Например, активно применяются чат-боты, используемые в качестве помощников студентов; разработаны система прокторинга для проведения экзаменов в онлайн-формате; собственная образовательная платформа управления учебным процессом, использующая элементы ИИ для адаптации учебного материала с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося. В Казахстане, в той или иной степени, все университеты стараются внедрять инструменты искусственного интеллекта.

– На Ваш взгляд, в чем главная роль ИИ в образовании? Для чего он необходим? Какие процессы помогает улучшить?

 На мой взгляд, важно использовать все возможности ИИ для персонализации и оптимизации учебного процесса – это помогает обеспечить доступность образования и существенно повысить эффективность обучения. ИИ помогает сформировать индивидуальный план обучения, учитывающий особенности и потребности конкретного человека. Это помогает лучше усваивать учебный материал и поддерживать высокий уровень мотивации к обучению.

С помощью анализа данных ИИ помогает выявить пробелы в знаниях и предложить необходимый материал для их восполнения. Он также может автоматически выбирать уровень сложности заданий, с учетом особенностей каждого человека. ИИ помогает людям получать качественное образование независимо от особенностей ментального, физического развития, а также места проживания. Использование ИИ помогает быстрее выявлять ошибки учебного процесса. В общем, ИИ в учебе помогает сделать обучение более личным и интересным. Он делает обучение доступнее и помогает каждому учиться так, как ему удобно, уменьшая нагрузку на всех участников учебного процесса.

– Как ИИ влияет на современное образование? Как меняет его?

 Мы видим, как под влиянием ИИ происходит трансформация образовательной сферы, меняется роль преподавателя. В современном образовании преподаватели становятся скорее наставниками и координаторами, чем традиционными передатчиками знаний. Это подразумевает новые вызовы и требует от них непрерывного профессионального развития, но в то же время открывает новые возможности для творчества и индивидуального подхода к каждому студенту. То есть ИИ ставит перед нами новые задачи по интеграции этих технологий в учебный процесс таким образом, чтобы они служили на благо всех участников образовательного процесса.

– Какие ограничения и недостатки есть при использовании ИИ в образовании, на Ваш взгляд?

 Использование ИИ в образовании выводит на первый план вопросы академической честности и защиты персональных данных. Для адаптации учебных материалов и методик ИИ требует обработки большого объема персональных данных студентов. Это поднимает важные вопросы о том, как эти данные собираются, хранятся и используются, а также о том, как защищаются от возможного злоупотребления.

Кроме того, эффективность использования ИИ зависит от качества Интернета и уровня развития ИТ-инфраструктуры, что может усилить образовательное неравенство между учащимися из разных социально-экономических групп. Существует риск, что учащиеся могут стать слишком зависимы от ИИ и технологических средств обучения. Это может снизить развитие критического мышления и способность к самостоятельному обучению.

Кроме того, применение ИИ требует от преподавателей новых навыков и подходов к обучению. Не все образовательные вузы и преподаватели могут быть готовы к таким изменениям, что требует значительных вложений в профессиональное развитие и обучение.

Наконец, важно отметить, что ИИ еще не понимает и не может воспроизводить все тонкости человеческого общения и обучения. Эмоциональный интеллект, способность к эмпатии и понимание сложных социальных взаимодействий остаются за пределами возможностей, существующих ИИ-систем. Думаю, что в образовательном процессе всегда будет необходимость в человеческом взаимодействии и подходе. Необходим баланс во всем.

– Как Вы думаете, может ли ИИ заменить педагога? Как он в целом меняет роль педагога уже сейчас?

 На мой взгляд, ИИ не может полностью заменить педагога, поскольку обучение – это не только передача знаний, но процесс интеллектуального и нравственного формирования личности. Человеческий фактор в образовании играет ключевую роль в мотивации и поддержке учащихся, а также в развитии навыков, которые сложно формализовать и передать через алгоритмы, например эмоциональный интеллект, творчество и эмпатию.

Тем не менее ИИ уже сейчас начинает менять роль педагога, делая ее более многогранной. С одной стороны, автоматизация рутинных задач, таких как проверка тестов и управление административными процессами, позволяет преподавателям уделять больше времени индивидуальной работе с учащимися, разработке инновационных учебных программ и методик. Это превращает педагога из источника информации в наставника и координатора образовательного процесса.

С другой стороны, ИИ открывает новые возможности для персонализации обучения, что требует от педагогов навыков работы с данными и аналитикой, чтобы эффективно использовать эти инструменты для повышения качества образования. ИИ дополняет и расширяет преподавателей, становится помощником при правильном применении.

– Какие важные педагогические функции нельзя доверить ИИ?

 На мой взгляд, это такие человеческие качества, как эмпатия, интуиция, способность вдохновлять и мотивировать. На сегодня они остаются исключительно прерогативой педагогов. ИИ не способен на подлинное человеческое взаимодействие, которое необходимо для развития социального взаимодействия и эмоциональной поддержки. Личный пример и энтузиазм преподавателя играют незаменимую роль в воодушевлении учащихся на достижение высоких результатов и развитие любознательности.

– Как приложение ChatGPT может быть использовано в образовательном процессе? Какие задачи оно может помочь решить? Где, наоборот, мешает и ухудшает образовательный процесс?

 ChatGPT может выступать в роли искусственного наставника, отвечая на вопросы студентов, объясняя сложные вещи простыми словами и предлагая дополнительные материалы для изучения. Это особенно полезно для учащихся, которым требуется дополнительная поддержка вне класса. Кроме того, с помощью ChatGPT хорошо помогает исправлять ошибки в текстах, улучшает грамматику и стиль. Также студенты могут анализировать и сравнивать свои ответы с ChatGPT, что помогает развивать критическое мышление.

Вместе с тем одна из основных опасностей заключается в возможности использования ChatGPT в качестве шпаргалки на экзаменах. Такое читерство подрывает образовательный процесс, развивает поверхностный подход к обучению, когда вместо понимания и осмысления материала все усилия направлены на поиск готовых ответов. Также стоит учитывать, что, несмотря на высокий уровень развития, ChatGPT и подобные системы иногда могут давать неточные или устаревшие сведения, что потребует критической оценки предоставляемой информации со стороны учащихся и преподавателей.

ChatGPT требует внимательного подхода и контроля со стороны академического сообщества, чтобы максимально использовать его возможности на пользу обучению и минимизировать существующие риски. Важно найти баланс между использованием технологий для поддержки обучения и развития навыков и сохранением активного и осмысленного взаимодействия учащихся с учебным материалом.

– Как Вы видите изменение образования в будущем с учетом применения ИИ?

 Я считаю, что образование станет значительно более гибким, персонализированным и адаптивными. Это позволит студентам достигать лучших результатов, учитывая их уникальные способности и интересы. ИИ может сделать знания доступными в любой точке мира, где есть доступ в Интернет. Это поможет сократить разрыв между крупными развитыми городами и регионами. Это большая свобода преподавателей и более креативный подход к работе. ИИ также может помочь в разработке новых методик обучения и интерактивных материалов.

Однако тут стоит и не забывать про риски, которые я обозначила выше. Главная задача  использовать ИИ не для замены, а для усиления и дополнения традиционного образования, сохраняя при этом его человеческое измерение.

Читайте по теме:

Искусственный интеллект начал учить детей в Индии

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться