Стокгольмский международный институт исследования проблем мира (SIPRI) – международный институт, базирующийся в Стокгольме. Он был основан в 1966 году и предоставляет данные, анализ и рекомендации по вооруженным конфликтам, военным расходам и торговле оружием, а также по разоружению и контролю над вооружениями. Данный материал основан на информации официального ресурса института.
Как подчеркивают аналитики SIPRI, хотя война в Украине выделяется, Украина была лишь одной из 56 стран, которые пережили вооруженный конфликт в 2022 году. Северо-Восточная Азия является линией фронта во все более напряженных и рискованных отношениях между Китаем и Соединенными Штатами Америки (США) и их союзниками. Регион также обеспокоен напряженностью, возникающей из-за продолжающейся программы разработки ракет Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР), которая провела более 90 ракетных испытаний в течение года.
Общее количество государств, в которых произошел вооруженный конфликт, составило 56, что на 5 больше, чем в 2021 году. Три из этих вооруженных конфликтов (в Украине, Мьянме и Нигерии) определенно можно было классифицировать как крупные конфликты с участием 10 000 или более человек, по оценкам, смертей, связанных с конфликтом. Вполне вероятно, что гражданская война в Эфиопии также преодолела этот порог, поскольку широко распространено мнение, что в ней погибли десятки тысяч человек, хотя точных данных нет.
Кроме того, еще 16 случаев представляли собой интенсивные вооруженные конфликты, в которых погибло от 1000 до 9999 человек. Общее число погибших в результате конфликта составило 147 609 человек, что немного ниже показателя 2021 года. Однако за этим скрываются значительные региональные колебания уровня насилия. Уровень смертности в некоторых случаях продолжительных тяжелых вооруженных конфликтов, таких как Афганистан и Йемен, значительно снизился.
Число зарегистрированных смертей резко возросло в Украине, а число погибших почти удвоилось в Мьянме. Африка оставалась регионом с наибольшим количеством вооруженных конфликтов, хотя во многих из них погибло менее 1000 человек. В 2022 году в Африке также произошло два успешных государственных переворота и три неудачные попытки государственного переворота, тогда как ни в одном другом регионе их не было, сообщают аналитики SIPRI.
Карта вооруженных конфликтов по количеству погибших, 2022 г.
По данным института, в 2022 году было проведено 64 активных многосторонних миротворческих операции — на одну больше, чем в предыдущем году. Пять из них стартовали в 2022 году: Коллективные силы по поддержанию мира Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в Казахстане, Переходная миссия Африканского союза в Сомали, Миссия Экономического сообщества западноафриканских государств по поддержке стабилизации в Гвинее-Бисау, Региональные силы Восточноафриканского сообщества в Демократической Республике Конго и Миссия Африканского союза по наблюдению, проверке и соблюдению требований в Эфиопии.
Четыре завершились в 2022 году: Коллективные миротворческие силы ОДКБ в Казахстане, Специальная мониторинговая миссия Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в Украине, Миссия Африканского союза в Сомали и Международная группа наблюдателей на Минданао.
В 2022 году мировые военные расходы выросли восьмой год подряд и достигли, по оценкам, 2,24 трлн долларов, что является самым высоким уровнем, когда-либо зарегистрированным SIPRI. Несмотря на увеличение расходов на 3,7 процента в годовом исчислении, мировые военные расходы как доля мирового валового внутреннего продукта (ВВП) — военное бремя — остались на уровне 2,2%, поскольку мировая экономика также росла в 2022 году. Мир тратил в среднем 6,2% своих бюджетов на армию, или 282 доллара на человека.
Оценочные военные расходы на Ближнем Востоке выросли впервые за четыре года на 3,2%. Саудовская Аравия является крупнейшим поставщиком военных расходов в регионе, и ее 16-процентное увеличение стало основной причиной регионального роста. В Израиле военные расходы сократились на 4,2%.
Расходы в Азии и Океании выросли на 2,7% в 2022 году. Продолжающаяся военная модернизация Китая и увеличение расходов Индии и Японии стали основными факторами, способствующими увеличению военных расходов в регионе. Военное бремя Японии превышает 1,0% третий год подряд и находится на самом высоком уровне с 1960 года. Более того, правительство объявило о планах увеличить общие расходы на безопасность до 2,0% ВВП к 2027 году. Изменение японской политики безопасности является результатом растущей региональной напряженности, особенно с Китаем и Северной Кореей.
Военные расходы Китая, второго по величине в мире, выросли 28-й год подряд на 4,2%. Это сократило разрыв между его расходами и расходами США. В то время как США оставались страной с крупнейшими военными расходами в мире, исключительно высокий уровень инфляции превратил номинальное увеличение военных расходов на 8,8% в увеличение на 0,7% в реальном выражении. Как следствие, общие военные расходы в Америке выросли лишь незначительно – на 0,3%.
Поставщики основных вооружений
SIPRI определила 63 государства как экспортеров основных вооружений в 2018-2022 годах, но большинство из них являются второстепенными экспортерами. На 25 крупнейших поставщиков пришлось 98 процентов от общего объема экспорта, а на 5 крупнейших поставщиков за этот период — США, Россия, Франция, Китай и Германия — пришлось 76% от общего объема экспорта.
С 1950 года США и Россия (или Советский Союз до 1992 года) неизменно были крупнейшими поставщиками. Однако в 2018-2022 годах США укрепили свои позиции крупнейшего в мире поставщика вооружений, а разрыв между ними и Россией увеличился. В 2018-2022 годах экспорт вооружений США был на 14% выше, чем в 2013-2017 годах, а его доля в общемировом объеме увеличилась с 33% до 40%. Напротив, экспорт вооружений России сократился на 31%, а его доля в общемировом объеме снизилась с 22% до 16%. Известные планы будущих поставок убедительно указывают на то, что разрыв между США и Россией будет увеличиваться и что через несколько лет Россия, возможно, перестанет быть вторым по величине поставщиком основных вооружений.
Экспорт вооружений Франции, третьего по величине поставщика, вырос на 44% в период с 2013-2017 по 2018-2022 годы, тогда как экспорт Китая и Германии снизился на 23% и 35% соответственно.
Мировой ядерный потенциал
На начало 2023 года девять государств — США, Россия, Великобритания, Франция, Китай, Индия, Пакистан, Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР, или Северная Корея) и Израиль вместе обладали примерно 12 512 единицами ядерного оружия, из которых 9576 считались потенциально боеспособными. По оценкам, 3844 из этих боеголовок были развернуты в оперативных силах, в том числе около 2000 находились в состоянии повышенной боевой готовности — столько же, сколько и в предыдущем году.
Военные расходы по странам СНГ
База данных SIPRI по военным расходам включает данные по 173 странам за период 1949-2022 годов. Мы сделали выборку стран, входящих в Содружество Независимых Государств, и отдельно данные по Казахстану.
Военные расходы в долларовом выражении у Казахстана в 2022 году сократились на треть, с 1,6 млрд до 1,08 млрд долларов.
В номинальном выражении больше Казахстана на армию тратят только Россия (71,98 млрд долларов) и Украина (43,98 млрд долларов), куда SIPRI, по-видимому, включил международную военную помощь. Относительно высокие траты у Азербайджана – 2,66 млрд долларов и Беларуси – 792,2 млн долларов. Далее идут Армения (634 млн долларов), Грузия (292 млн долларов), Кыргызстан (131 млн долларов) и Таджикистан (93 млн долларов). Данных по Узбекистану нет.
Однако абсолютные цифры порой не отображают полноты картины. Поэтому, если сравнивать военные бюджеты стран региона с их ВВП, картина несколько меняется. Безусловным лидером здесь становится Украина, и это понятно, она тратит на свою защиту бюджет, сопоставимый с 33,5% ВВП. У России, к слову, доля военных трат к ВВП пока гораздо ниже – 4%. Высокие относительные расходы на вооруженные силы по этому показателю в регионе у Азербайджана (4,5% от ВВП страны), Армении (4,3%), Узбекистана (3,5%, данные за 2018 год), Грузии (1,4%), Кыргызстана (1,4%) и Беларуси (1,2%). У Таджикистана и Казахстана наименьшие относительные расходы на армию – 1% и 0,5% от ВВП стран.
Если поделить военные бюджеты на душу населения, то картинка становится еще более интересной. Здесь лидерство распределяется следующим образом. Украина тратит на армию 1018,6 доллара на душу населения; Россия – 592,3 доллара, а замыкает тройку Азербайджан (290,3 доллара на душу населения). Следом расположились Армения (267,5 доллара), Грузия (90,7 доллара), Беларусь (87 долларов), Казахстан (58,9 доллара), Узбекистан (44,3 доллара, данные за 2018 год), Кыргызстан (22,2 доллара) и Таджикистан (10,3 доллара). По Туркменистану данных нет.
Как видно из этих данных, Казахстан тратит больше остальных в Центральной Азии в пересчете на свою численность населения, хотя, опираясь на размер экономики, мог бы нарастить траты в несколько раз. При этом внешнеполитический курс страны, определяемый президентом, носит миролюбивый характер с опорой на дипломатические инструменты решения споров. Одним из ключевых факторов стабильности во взаимоотношениях является завершенный процесс делимитации и завершающийся процесс демаркации границ с Россией.
Говоря о физическом арсенале вооружений, стоящих на боевом дежурстве казахстанской армии, стоит напомнить: ранее inbusiness.kz уже подробно писал о том, что Казахстан занял 63-е место из 145 стран мира в рейтинге военной мощи по итогам 2023 года по версии GlobalFirepower. Аналитики организации анализируют потенциал вооруженных сил стран мира с 2006 года. Возглавляют данный рейтинг США, на втором месте – Россия, замыкает тройку Китай, далее следуют Индия, Великобритания, Южная Корея.