Президент подчеркнул, в стране запущены комплексные экономические реформы. Значительные инвестиции вкладываются в строительство инфраструктуры, открытие новых производств. Очевидно, что все эти шаги направлены на повышение благосостояния народа и усиление потенциала страны, – резюмировал глава государства. Сегодня в республике наблюдается заметный рост экономики. Несмотря на внешние вызовы, бюджет страны устойчив, выполняются все социальные обязательства перед гражданами. Об элементах, обеспечивающих экономическую стабильность Казахстана и ключевых задачах, стоящих перед отраслью, побеседовали с преподавателем кафедры "Международные отношения, история и востоковедение" УГНТУ, экспертом Центра геополитических исследований "Берлек-Единство" г. Уфы Алексеем Чекрыжовым, передает inbusiness.kz.
– Алексей Владимирович, по итогам 2024 года доходы бюджета Казахстана превысили 44 млрд долларов. Это более чем в полтора раза выше, чем в Узбекистане и в 10 раз – чем в Кыргызстане. Говоря о развитии экономики, Президент делает ставку на развитие обрабатывающей промышленности. По Вашему мнению, насколько эффективно Казахстан использует свои региональные особенности для развития отрасли?
– Надо признать, что КПД региональных особенностей экономики пока носит фрагментарный характер. С одной стороны, есть пример формирования специализированных центров – вроде города Алатау как инновационного хаба, а также развитие кластеров машиностроения в Алматинской и Карагандинской областях. Это вполне вписывается в казахстанскую адаптацию мировой практики "регионов-локомотивов". На другой чаше весов – дисбаланс между сырьевыми регионами (Атырау, Мангыстау) и промышленными центрами, где и сырьевая переработка остаётся недостаточно глубокой. В связи с этим, критически важным представляется пункт Послания Касым-Жомарта Токаева о создании сквозных цепочек "от производителя до прилавка", который пусть пока и не реализован системно, но отвечает решению проблем асимметрии региональных экономик. В целом, реформы Касым-Жомарта Токаева по либерализации и диверсификации экономики позволяют Казахстану уверено двигаться вперёд к достижению ключевой цели – удвоению уровня ВВП. К 2029 году этот показатель должен достичь 450 млрд долларов. Согласно последним данным, за 9 месяцев текущего года рост составил 6,3 процента. Особо стоит отметить активную поддержку регионов. В этом году на их развитие было направлено 30% республиканского бюджета, это рекордная сумма – 7,6 трлн тенге.
– Как Вы оцениваете необходимость кардинального обновления системы привлечения инвестиций в Казахстане в современных глобальных экономических условиях?
– На самом деле Касым-Жомарт Кемелевич уже не впервые говорит о необходимости кардинального обновления инвестиционной политики. Этот шаг, с одной стороны, естественный, так как гонка за инвестиционную привлекательность носит перманентный характер – она постоянна. С другой стороны, инициативы главы Казахстана отражают стратегическое видение требований новой геоэкономической реальности. В ближайшее время фрагментация глобальных цепочек добавленной стоимости и конкуренция за капитал будут только усиливаться, и республика объективно нуждается в адаптации к этим процессам. Исходя из последних инициатив Астаны в этой сфере, Казахстан в будущем сможет предложить инвесторам не только сырьевые активы, но и комплексные условия для развития обрабатывающих и высокотехнологичных производств. При этом, с учётом приоритета взаимодействия с соседями по евразийскому региону, здесь важна синхронизация усилий Казахстана с партнёрами по ЕАЭС и ШОС – с Россией и Китаем, где уже накоплен существенный опыт в области инвестиционного инжиниринга и создания специальных режимов для промышленных проектов в условиях новых тенденций геоэкономики. К примеру, акцент на гарантированные поставки энергоресурсов для инвесторов, упомянутый в Послании, создаёт предпосылки для углубления кооперации в атомной и газовой сферах, где российские компании обладают компетенциями мирового уровня. Конечно, здесь важно, что диверсификация инвестиционных потоков не должна противоречить сохранению традиционных специализаций казахстанской экономики. Иными словами, анонсируемые Президентом Токаевым новые приоритеты инвестиционной политики вовсе не отрицают того, что именно углеводородный сектор остаётся фундаментом. Уже на этой базе могут формироваться новые технологические цепочки – от глубокой переработки редкоземельных металлов до производства современных видов топлива. Такой подход, сочетающий инновации с развитием имеющихся конкурентных преимуществ, представляется наиболее сбалансированным. Это позволит Казахстану укрепить позиции в евразийской экономической архитектуре.
– Как цифровизация и инновационные технологии могут повысить эффективность инвестиционной политики страны?
– Это стратегически важная парадигма инвестиционной политики, что ярко отражено в видении главы Казахстана. В некотором смысле такой подход не новый – любое государство старается "быть в тренде" привлекательности для капитала инвесторов. Но Казахстан предлагает создание единых цифровых платформ для управления водными ресурсами, логистическими потоками и земельными активами, о чём говорится в Послании. Это снижает традиционные риски инвесторов, связанные с непрозрачностью данных и административными барьерами. Довольно важным шагом является также синхронизация цифровой трансформации с приоритетами региональной кооперации. Например, внедрение ИИ-инструментов и нейросетей для мониторинга сельхозземель или создание "умных" транспортных коридоров естественным образом усиливает логистические позиции Казахстана, а также укрепляет транспортную интеграцию с соседями по региону – Россией и Китаем, где аналогичные технологические решения уже масштабируются. Проекты в области атомной энергетики и модернизации энергосетей, упомянутые в контексте сотрудничества с "Росатомом", показывают, как цифровизация инфраструктуры повышает привлекательность именно стратегических, а не спекулятивных инвестиций. Иначе говоря, технологическая модернизация становится не самоцелью, а механизмом трансформации конкурентных преимуществ Казахстана в новые импульсы роста, интегрированные в евразийскую экономическую архитектуру.
– Какие ключевые направления внешней политики Казахстана считаются наиболее перспективными и способствуют устойчивому социально-экономическому развитию страны?
– В Казахстане на протяжении последних десятилетий уже традиционно говорят о примате многовекторности внешних векторов политики и экономики. Сегодня этот подход сохраняется и развивается одновременно – внешнеполитические и внешнеэкономические принципы Казахстана эволюционирует в сторону многовекторной прагматичности. Как подчёркивается в Послании Токаева, республика стремится к "сбалансированной, конструктивной внешней политике, соответствующей стратегическим национальным интересам". На мой взгляд, в текущих геополитических условиях это предполагает несколько ключевых направлений:
Во-первых, фундаментальным элементом остаётся углубление региональной кооперации с соседями. Отношения с Россией и Китаем поступательно трансформируются от преимущественно торгово-транзитного взаимодействия к совместным проектам в энергетике, логистике и технологиях. Это как раз и есть прагматичный курс на создание "буферов стабильности" через экономическую взаимодополняемость. Например, сочетание казахстанских ресурсов с российскими атомными технологиями или китайскими инвестициями в цифровую инфраструктуру.
Второй элемент – раскрытие трансконтинентального транзитного потенциала. Это тоже всем известный драйвер диверсификации. Упоминание в Послании маршрутов "Восток–Запад" отвечает целям Казахстана на позиционирование в качестве сухопутного хаба между Европой и Азией, Севером и Югом.
Третий элемент не такой конкретный, но не менее важный. Речь идёт про "стратегическую осторожность" в отношении внерегиональных игроков (ЕС, США). Конечно, внешнеполитические отношения Казахстана с Западом опираются на точечное сотрудничество в сферах, где Казахстан может усилить свои позиции. Например, в вопросах экологии ("Таза Қазақстан") или трансфера технологий. Но какие-либо масштабные программы взаимодействия с Вашингтоном и Брюсселем сегодня высокорисковые. Запад без оглядки на интересы других стран ведёт экономическую войну глобального масштаба, включающую агрессивную торговую политику, незаконные рестрикции на финансовых и сырьевых рынках в отношении Китая, России, стран Ближнего Востока и др. акторов. Поэтому многовекторность Астаны должна быть не только прагматичной, но и осторожной, дальновидной. К слову, говоря о международных рисках, важно подчеркнуть, что у Казахстана сегодня есть надёжная подушка безопасности. Согласно данным Международного валютного фонда, национальные фонды имеют лишь 57 стран мира, и Казахстан входит в их число. Объём Национального фонда республики составляет 64 млрд долларов. Кроме того, позитивную динамику показывают золотовалютные резервы и активы в ценных бумагах. С начала года их рост составил 20%, а общий объём достиг 52,2 млрд долларов.
Наконец, критически важной остается связка внешней политики с внутренними реформами. Упоминание Касым-Жомартом Токаевым необходимости "интеграции управления наукой, образованием и инновациями" коррелирует с курсом на привлечение квалифицированных кадров из-за рубежа, что потенциально может усилить позиции Казахстана в конкурентной борьбе за человеческий капитал на постсоветском пространстве. Конечно, все это вопрос потенциального будущего.
Читайте по теме:
Стабильный Казахстан – стратегический императив для России – Денис Борисов о послании Токаева