/img/tv1.svg
RU KZ
Hang Seng 27 316,53 DOW J 28 998,32
FTSE 100 7 403,92 РТС 1 524,71
KASE 2 373,34 Золото 1 645,90
Иностранные банки: конкуренция или угроза

Иностранные банки: конкуренция или угроза

С декабря 2020 года иностранные банки смогут открывать свои филиалы в Казахстане.

07 Ноябрь 2019 15:27 7716

Иностранные банки: конкуренция или угроза

Автор:

Айнур Омиралина

Эти условия содержатся в договоре о вступлении нашей страны в ВТО. Филиал, в отличие от дочернего банка, дает доступ ко всем ресурсам головного офиса, то есть зарубежные кредиторы смогут обеспечивать финансирование высокозатратных проектов.

Выживет ли в этих условиях казахстанский банковский сектор? Стоит ли опасаться зарубежной финансовой экспансии? Или же казахстанский рынок с небольшим, по мировым меркам, количеством населения не представляет особого интереса для крупных игроков банковского сектора? Старший партнер Center for Strategic Initiatives (CSI) Олжас Худайбергенов полагает, что «вала» иностранных банков ждать не следует, но перспектива активизации уже работающих в стране зарубежных банков вызывает определенные опасения.

«Конечно, повышенного интереса для входа новых игроков не будет, может, один-два новых иностранных банка придут на наш рынок. Но уже сегодня количество иностранных банков в стране больше, чем отечественных, хотя с точки зрения кредитного портфеля у иностранцев пока 15-20%», – отмечает Худайбергенов.

Именно наращивание кредитного портфеля иностранными банками, по мнению эксперта, может представлять серьезную угрозу не столько для финансовой системы, сколько уже для национальной безопасности.

«Если, допустим, иностранные банки возьмут долю в ссудном портфеле больше 50%, это уже поднимает вопросы национальной безопасности с точки зрения контроля ключевых субъектов экономики. Тем более если иностранные банки будут кредитовать ключевые объекты страны – это, естественно, означает сильную зависимость от иностранного капитала», – объясняет он.

Отечественный банковский сектор, отмечает эксперт, сегодня находится в состоянии выживания. «Вместо того, чтобы выполнять функцию кредитования экономики, доставки денег до различных участков экономики, они, наоборот, на себя забирают ресурсы, отвлекает средства государства. И даже то, что у них есть, распределяют так, что не совсем эффективно с этой задачей справляются», – констатирует Худайбергенов. 

Помимо уже скорого открытия рынка для прямого прихода иностранных банков, финансовую систему ждут и другие перемены. По оценкам эксперта, в ближайшие пять-шесть лет ее структура должна сильно измениться – по мере развития финтеха и так называемых необанков (цифровых банков).

«К сожалению, наш банковский сектор – это сегодня такой зомби-сектор. И он не успевает эволюционировать в современном мире. Я думаю, через пять-шесть лет новые цифровые банки отберут у традиционных банков все основные продукты в розничном секторе и секторе малого и среднего бизнеса. Все, что останется традиционным крупным банкам – это обслуживание крупных клиентов корпоративного сектора, что, разумеется, невыгодно с точки зрения развития банковского бизнеса», – отмечает он.

Состояние и перспективы казахстанской банковской системы, пути выхода из сложившейся ситуации эксперты подробно обсудят 20 ноября на втором Форуме стратегических инициатив «От решений к действиям».

Айнур Омиралина

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Экспресс-гарантии – быстрое решение для участия в госзакупках

Разбираемся, как за час получить гарантию, не выходя из офиса.

10 Февраль 2020 08:00 1363

Экспресс-гарантии – быстрое решение для участия в госзакупках

С активным ростом и развитием малого и среднего бизнеса в стране активизировались и финансовые институты. Сегодня банки предлагают огромный выбор инструментов, которые позволили бы компаниям вести свою деятельность эффективно. Один из наиболее востребованных продуктов – банковские гарантии, которые позволяют бизнесу принимать участие в тендерах и госзакупках без необходимости предоставления обеспечения контракта. Несмотря на то, что этот продукт предлагает большинство банков, у каждого из них разные тарифы и условия. Некоторые игроки пошли дальше, переведя такой стандартный продукт в «цифру», сократив тем самым время получения до минимума.

Недавно в Евразийский банк обратился клиент, которому нужно было срочно предоставить гарантию для участия в тендере, буквально за пару часов. В банке оформили ему гарантию за час. Он получил ее дистанционно в своем личном кабинете на портале госзакупок. За такими оцифрованными решениями будущее, считают в банке. Разбираемся, как быстро оформить гарантию и кому она может пригодиться.

Евразийский банк разработал для бизнеса простые, понятные и удобные инструменты. Здесь начата активная работа по банковским гарантиям, документарным операциям, аккредитивам для представителей МСБ. Флагманом для МСБ стал новый продукт – экспресс-гарантии для государственных закупок. Для их выпуска совершенно не обязательно посещать офис банка, достаточно отправить электронную заявку через приложение Client’s Bank. Вся процедура займет несколько минут, и уже в течение часа гарантия в личном кабинете на портале госзакупок. В банке признаются, что такого результата позволила добиться оптимизация всех действующих процессов и упор на развитие онлайн-обслуживания клиентов.

«Мы провели анализ рынка и увидели большую потребность наших клиентов в банковских гарантиях, причем спрос на них остается постоянным практически в течение всего года, так как закупки услуг различными компаниями происходят постоянно, и все они совершаются онлайн. Это значит, что выиграет не только тот, кто предложит лучшие условия, но и тот, кто оперативно отреагирует на запросы клиентов и быстро, в режиме онлайн предоставит все необходимые подтверждающие документы», – пояснила исполнительный директор по корпоративному бизнесу Евразийского банка Анна Максимова.

Экспресс-гарантии предоставляются без залогов, денежного покрытия, расчета оборотов и полностью дистанционно.

Максимальный размер гарантии – один миллион тенге. По словам представителей банка и как показала практика, в пределах этой суммы МСБ и требуются гарантии. К примеру, если рассмотреть миллион тенге как 1% от суммы тендера, сумма контракта составит 100 млн тенге, а это уже достаточно крупная поставка товаров или услуг для МСБ.

При этом такую же сумму – 1 млн тенге – составляет и максимальный размер кредитной линии при ее открытии. После изучения тарифов в других финансовых институтах, банк предложил конкурентные тарифы. Так, комиссия за открытие кредитной линии сроком на один год составит 30 000 тенге, за выпуск гарантии – 15 000 тенге.

Для быстрого получения гарантии от клиента требуется лишь наличие текущего счета, открытого в Евразийском банке, с момента регистрации компании должно пройти не менее шести месяцев, а также должна отсутствовать просроченная задолженность перед банками и по платежам в бюджет.

Несмотря на небольшой срок запуска продукта, им уже успели воспользоваться клиенты. Популярными экспресс-гарантии оказались среди компаний из сферы питания, торговли и других услуг. Впрочем, как отмечают в банке, этот продукт может быть полезен всем компаниям МСБ, которые активно участвуют в госзакупках и тендерах.

«Зачастую для получения гарантий клиенту необходимо предоставить залог или лично прийти в офис, предоставить документы, пройти какие-то процедуры. Но для компаний, часто участвующих в тендерах, такие процедуры тормозили процесс участия в тендерах, поэтому мы решили создать продукт, который позволит быстро получить гарантию и не тратить время на посещение отделений банка. Если у клиента нет обеспечения для участия в тендере, а, как правило, требуется наличие не менее 1% от суммы контракта, мы здесь идем навстречу клиентам, никакие залоги от них не требуем, в рамках одного миллиона тенге он может выпустить гарантию без какого-либо обеспечения, оплатив лишь комиссию банка. И все это быстро, дистанционно, из любой точки мира. Таким образом, мы максимально разгрузили нашего клиента по затратам времени, сил, финансов», – отметила Анна Максимова.

Помимо экспресс-гарантий, Евразийский также предлагает своим клиентам и другие виды гарантий, покрывающие уже более крупные суммы – свыше миллиона тенге. Это в том числе гарантии без обеспечения, под обороты компании.

Конечно, выпуская продукт на такую большую сумму без какого-либо обеспечения со стороны клиента, банк принимает на себя определенный риск, но, как отмечают в Евразийском, расчеты показали, что процент выплаты по тендерным гарантиям минимальный. Таким образом, риск выплат по таким гарантиям очень низок, менее 1%. В долгосрочных планах банка занять до 20% казахстанского рынка банковских гарантий.  

В банке проконсультируют клиентов по любым вопросам участия в тендере и заключения различных договоров.

В заключение стоит отметить, что при заключении договоров важно обращать внимание на рейтинг и репутацию банка, с которым работает подрядчик. Евразийский банк работает на рынке республики более 25 лет, входит в десятку крупнейших банков по активам. Международное агентство Moody’s присвоило долгосрочный депозитный рейтинг в местной и иностранной валютах Евразийскому банку на уровне B2.

Материал подготовлен совместно с партнерами

Как поддерживать банки без бюджетных средств?

Аналитики перечислили варианты.

31 Январь 2020 08:21 2902

Как поддерживать банки без бюджетных средств?

«Роль банковского сектора в развитии экономики снижается с каждым годом», «финансовая система больна» – эти фразы прозвучали в выступлении президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева на расширенном заседании правительства 24 января. Необходимо, не откладывая в долгий ящик, разработать подходы к оздоровлению банковской системы, сказал глава государства, причем поддержка банков должна быть на рыночных условиях, без использования бюджетных средств. Inbusiness.kz спросил аналитиков, нужно ли оздоравливать банковскую систему и как это можно делать без бюджетных средств.

Главное в спасении – для чего оно нужно

«В 2018 году банковский сектор уже был оздоровлен. И, согласно отчету официальных представителей, оздоровление прошло результативно: уровень неработающих займов был снижен, а доходность банковского сектора увеличена», – говорит начальник отдела инвестиционного анализа «Астана Инвест» Серик Козыбаев.

Он напоминает, как выглядело последнее оздоровление банковского сектора.

«Банки выпустили облигации с доходностью ниже, чем доходность гособлигаций, которые были приобретены банками. То есть участники рынка дали в долг под высокий процент, а взяли в долг под низкий процент. Разница между доходностями составила их прибыль. Также БВУ улучшили свой баланс, приобретя гособлигации», – говорит спикер.

Он отмечает, что банки оказались в таком положении из-за «банального воровства денег акционерами и топ-менеджерами».

«Нужно ли поддерживать банковский сектор вновь?!» – задается вопросом эксперт. Он считает, что если это потребуется для развития платежной системы с целью борьбы с теневой экономикой, то это будет позитивным решением, в противном случае не стоит этого делать.

«Лучше ужесточить контроль и наказание за выдачу заведомо невозвратных займов. В конце концов, для этого не потребуется выделение бюджетных средств», – считает собеседник.

Отвечая на вопрос о том, как можно поддержать банковский сектор без бюджетных средств, Серик Козыбаев предполагает в качестве варианта внесение изменений в регулирующие нормы, например, в отношении создания провизий и капитала. Также это может быть контроль объемов беззалогового кредитования и контроль роста потребительского кредитования в целом.

«Большие объемы выданных беззалоговых кредитов это большой риск для банковского сектора», – комментирует он.

На его взгляд, взаимоотношения банков и государства в будущем будут зависеть прежде всего от государства, от того, насколько государство в лице регуляторов готово выслушать и создать конструктивный диалог с банковским сектором.

Все, что должно, и даже больше

«Государство уже сделало все, что должно было, и даже гораздо больше нужного. На помощь банкам, по разным оценкам, ушло до 10-12 млрд долларов, что составляет примерно треть годового республиканского бюджета», – говорит генеральный директор DAMU Capital Management Мурат Кастаев.

По его словам, основные проблемы в секторе разрешены. «Кто успел получить господдержку – получили ее, и теперь государство посылает месседж банкам, что помощи больше не будет», – говорит собеседник.

В то же время, продолжает он, проблемы в крупных БВУ или решены, или значительно облегчены, соответственно, вполне вероятно, что государство теперь будет позволять банкам банкротиться или уходить с рынка.

«Хотелось бы добавить, что это послание для акционеров банков и для населения повторялось и транслировалось постоянно. Для акционеров – чтобы понимали, что помощи от государства не будет, для населения – чтобы оно знало, что нужно с умом подходить к выбору банка и не винить государство в случае возникновения у фининститута проблем», – говорит эксперт.

По его мнению, теперь регуляторы в лице Нацбанка и АРРФР будут оказывать давление на акционеров банков, чтобы те капитализировали прибыль либо привлекали новый, дополнительный капитал.

«В результате мы практически неизбежно увидим в этом году новые сделки по покупке и слиянию банков среди средних и мелких либо уход мелких банков с рынка. Мы считаем, что к концу года в стране станет на один-три банка меньше», – прогнозирует Мурат Кастаев.

Он считает, что для оздоровления банковского сектора нужно выстроить в нем рыночную конкуренцию.

«А значит, прекратить кредитовать экономику через квазигоссектор, постепенно свернуть льготные кредиты и субсидии. Нужно отдавать в рыночную среду ипотечное и автокредитование, где доминируют государственные льготные программы», – перечисляет спикер меры, которые помогут обойтись без вливания бюджетных средств в банковский сектор.

Также, на его взгляд, необходимо распределять свободные средства (счета и депозиты) государственного и квазигосударственного секторов на рыночных условиях, позволять банкам конкурировать между собой и позволять неэффективным банкам уходить с рынка.

«Банковский сектор не нужно поддерживать ни бюджетными средствами, ни другими, рынок сам расставит все по местам. Для банков нужно создать условия для конкуренции, нужно значительно, радикально сократить государственное участие в экономике, распустить или приватизировать субъекты, входящие в государственные холдинги (кроме компаний из стратегически важных отраслей). Необходимо продолжать приватизацию, диверсификацию экспорта и импортозамещение», – говорит собеседник.

Без надежды на «белого рыцаря из правительства»

«Оздоровление системе нужно, этот диагноз был поставлен по результатам AQR», – говорит аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане Андрей Чеботарёв.

Напомним: в конце прошлого года Нацбанк сообщил о завершении первого этапа проверки качества активов в 14 банках. По результатам этой проверки дополнительный основной капитал, который необходим для покрытия рисков, оценен в 3% от активов, или 450 млрд тенге.

«Другой вопрос, как оздоравливать и за чей счет, – продолжает эксперт. – Это длинная и системная работа, которая требует взвешенного подхода. С одной стороны, надо работать над системой рисков для минимизации неработающих кредитов. С другой – стимулировать отечественный бизнес привлекать средства под рыночный процент. Это будет сделать достаточно трудно, так как базовая ставка у нас высокая (9,25%. – Ред.) и к снижению ее пока нет никаких предпосылок».

В ответ на поручения президента председатель агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка Мадина Абылкасымова, выступая на заседании правительства 28 января, сказала, что оздоровление банковского сектора будет продолжено посредством создания адекватного запаса провизий и капитала на рыночных условиях без использования бюджетных средств.

«У банков есть акционеры и, видимо, руководство агентства, хочет обратиться именно к ним как к одним из основных заинтересованных лиц в спасении системы», – говорит Андрей Чеботарёв. Он приводит в пример Украину, где NPL составляет около 50%.

«Там предлагают узаконить правило, которое позволяет банку выдавать кредиты только на акционерные средства. Это крайняя мера, но достаточно действенная», – считает аналитик.

Можно ли ожидать, что государство резко изменит свою политику в отношении банков, и запрет на использование бюджета для спасения банков будет прописан законодательно, либо регулятор обозначит крайние условия, при которых можно будет потратить средства из казны, а в остальных случаях банки должны будут самостоятельно справляться со сложностями?

Отвечая на этот вопрос, Андрей Чеботарёв высказывает мнение, что запрет выделять средства на спасение и поддержание банков, скорее всего, не будет прописан законодательно.

«Это отрежет путь для такого спасения, а закрывать эту «лазейку» не хочется никому, ни правительству, которое рано или поздно может воспользоваться ею, ни банкам, которые все равно надеются, что в случае беды им помогут», – говорит аналитик.

Но все же он надеется, что изменения произойдут, и государство перестанет предоставлять финансовую помощь банкам, а банки, в свою очередь, перестанут рассчитывать на «белого рыцаря из правительства», который их непременно спасет, и они и дальше будут приносить прибыль акционерам.

Елена Тумашова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: