RU KZ
TV
RU KZ
FTSE 100 7 336,64 РТС 1 219,78 DOW J 26 102,52 Hang Seng 29 431,10 KASE 2 391,00 Алюминий 1 938,50
$ 376.4 € 427.36 ₽ 5.86
Погода:
+1Астана
+12Алматы
FTSE 100 7 336,64 РТС 1 219,78
DOW J 26 102,52 Hang Seng 29 431,10
KASE 2 391,00 Алюминий 1 938,50
IPO Chocofamily должно осчастливить всех

IPO Chocofamily должно осчастливить всех

Интернет-холдинг, пользуясь слабым развитием рынка e-commerce в стране, пробует понравиться инвесторам своей серией M&A.

IPO Chocofamily должно осчастливить всех, Chocofamily, IPO, Рамиль Мухоряпов, IT, e-commerce

6483 07 Ноябрь 2017 16:07 Автор:

Начало ноября для интернет-холдинга Chocofamily ознаменовалось увеличением доли в сервисе по онлайн-поиску врачей iDoctor.kz с 40% до 67%. Сумму сделки стороны при этом не разглашают. Напомним, впервые в сервис iDoctor.kz, являющийся крупнейшим медицинским IT-проектом в Казахстане, компания Chocofamily вошла в июне этого года. Тогда же основатель и CEO холдинга Рамиль Мухоряпов заявил о том, что компания планирует существенный рост данного сервиса на собственном трафике. Сейчас же г-н Мухоряпов вновь отметил, что увеличение доли в iDoctor.kz соответствует стратегии Chocofamily по строительству лидера e-commerce рынка Казахстана.

«Контроль в компаниях важен для наших инвесторов с точки зрения возможности консолидации показателей в отчетность холдинга. В ближайшее время мы утвердим кандидатуру управляющего партнера проекта, а также стратегию iDoctor.kz. Мечтаем собрать всех докторов Казахстана на одной платформе и видим 1000-кратный потенциал роста выручки проекта», – заявил глава Chocofamily.

Пока что сервис предлагает услуги 492 врачей из 80 клиник Казахстана и генерирует несколько тысяч заявок на первичный прием в месяц. Рейтинг врачей основывается на реальных отзывах пациентов, которых на сегодня собрано на сайте более 3,7 тысячи.

Примечательно, что, помимо доли в iDoctor.kz, только за этот год холдинг Chocofamily приобрел еще двух своих главных конкурентов. Речь идет о покупке сервисом коллективных покупок Chocolife.me, входящим в Chocofamily, 100% доли своего ближайшего конкурента Besmart.kz, а также о приобретении 100% акций компании Foodpanda Group – бывшего главного конкурента на казахстанском рынке онлайн-заказа еды.

При этом аналитики считают, что такая бурная экспансия станет для компании позитивным фактором в запланированном на 2020 год (ориентировочно) IPO. Например, главный аналитик компании «Казахстанский финансовый центр» Алиби Нурбаев в беседе с abctv.kz заявил, что считает холдинг Chocofamily достаточно перспективной компанией. Вместе с тем он упомянул, что на зарубежном рынке подобные фирмы испытывают довольно сильную конкуренцию.

«Тот факт, что компания поглощает своих конкурентов, занимая тем самым верхние строчки лидерства, позволяет ей генерировать высокий капитал. На данный момент компания стремится показать себя, насколько успешна ее бизнес-модель. Продолжение роста финансовых показателей Chocofamily будет лишь подогревать высокий интерес инвесторов, а грядущее IPO позволит привлечь дополнительные средства. Я думаю, компания только начинает свой агрессивный рост, а что насчет IPO, более чем уверен в его успешном проведении», – поделился своим мнением г-н Нурбаев.

Аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Коренев, например, не исключает вероятность того, что в будущем Chocofamily предстоит столкнуться с необходимостью проведения оптимизации своей деятельности.

«Пока рост компании обеспечивается в основном экстенсивными методами – она агрессивно и стремительно занимает пустующие ниши, поглощает конкурентов, открывает новые формы обслуживания. В такие периоды рост при правильной организации бизнеса почти всегда имеет весьма стремительные темпы. Насколько реально развитие столь же быстрыми темпами и далее? Все зависит от скорости насыщения рынка. Как правило, большинство «компаний роста» рано или поздно сталкиваются с проблемой снижения темпов прироста выручки, а то и даже снижения рентабельности до минимально приемлемых уровней. В таких ситуациях им неизбежно приходится проводить целый цикл мер по оптимизации бизнес-процессов и переходу от экстенсивного пути развития к интенсивному. Ничего страшного в этом нет – при наличии профессионального управленческого аппарата компания просто переходит в иное качество – с меньшими темпами развития, но становясь более профессиональной и устойчивой. Полагаю, компании удастся увеличить оборот, но уже не столь высокими темпами. Развитие за счет количественных факторов роста имеет физические ограничения, и темпы роста неизбежно должны начать снижаться», – озвучил свою позицию г-н Коренев.

Заместитель директора аналитического департамента компании «Альпари» Наталья Мильчакова касательно стремительного роста компании в свою очередь отметила, что через год выручка Chocofamily в долларовом эквиваленте может вырасти более чем на 50%, что, без сомнения, является сильной стороной холдинга. Однако, по словам эксперта, «даже при таких высоких темпах роста группа может достичь выручки только в эквиваленте 50 миллионов долларов, а это не такой оборот, чтобы вызвать существенный интерес у глобальных инвесторов». А холдинг Chocofamily, как сообщил abctv.kz Рамиль Мухоряпов, рассматривает возможность выпуска глобальных депозитарных расписок на одной из зарубежных площадок. Впрочем, базовое размещение акций планируется провести в Казахстане.

Но вернемся к теме покупки холдингом конкурирующих компаний. Шеф-аналитик ГК TeleTrade Пётр Пушкарёв считает, что к 2020 году Chocofamily необходимо будет доказать потенциальным инвесторам целесообразность подобных приобретений. Ведь на сегодня такие сделки для компании – это прежде всего большие расходы.

«Компания должна доказать, что вложения были выгодными, дают импульс к развитию и постепенно окупаются. Важно, чтобы компания смогла показать не только многократный рост капитализации, но и путь к прибыльности, что всегда является главным проблемным моментом для быстро разрастающихся розничных компаний: оккупируя «территорию», она должна вкладываться, но параллельно с экспансией думать об этапе получения прибыли», – поделился с abctv.kz своим мнением г-н Пушкарёв.

Кроме того, аналитик отметил, что выход компании на IPO не сейчас, а к 2020 году – это грамотный ход:

«Chocofamily не стремится выскочить на IPO побыстрее, а заранее построила свой план экспансии, рассчитанный на несколько лет, и это, очевидно, выдает хороший расчет и самые серьезные намерения. И это IPO, проведенное в подходящий момент, – возможность для инвесторов, вовремя разглядевших перспективы и вложившихся в компанию на этапе становления. Дождаться момента некоторой стабилизации в финансовой системе Казахстана, когда «устаканится» и курс тенге, и банковская сфера, – это тоже важный момент. Но даже более важно, что к моменту IPO компания должна «показать» свою достаточно высокую в потенциале рыночную стоимость теперь уже и широкому кругу инвесторов, то есть подтвердить, что она способна провести успешно более масштабную экспансию».

Важно отметить, что пока компания Chocofamily все еще зарегистрирована в организационно-правовой форме ТОО и не присутствует в листинге ни на одной бирже, но, как сообщил abctv.kz Рамиль Мухоряпов, размещение планируется, и оно возможно уже в 2018 году.

«Сейчас мы готовим компанию для соответствия акционерным обществам. Мы соответствуем всем формальным признакам, но пока не готовы переходить в формат акционерного общества, поскольку там есть некоторые вопросы касаемо раскрытия информации, и сейчас мы стараемся этим стандартам соответствовать. Перед размещением необходимо подготовить трехлетнюю аудированную отчетность, подтянуть процедуры раскрытия информации. Значимая часть работы по выстраиванию корпоративного управления уже проделана», – поделился глава холдинга.

Вместе с тем именно отсутствие в открытом доступе финансовой отчетности Chocofamily больше всего напрягает аналитиков на сегодняшний день. Например, Наталья Мильчакова говорит о том, что, не имея для анализа отчетность Chocofamily, сейчас нельзя в должной степени оценить сильные и слабые стороны холдинга.

«Мы не знаем, есть ли у компании чистая прибыль, какая рентабельность, что там с долговой нагрузкой, и вообще, неясно, может быть, она выходит на IPO с целью не столько привлечь инвесторов, сколько привлечь средства для погашения проблемных долгов», – говорит г-жа Мильчакова.

О невозможности в полной мере проанализировать деятельность компании, пока она не является публичной, abctv.kz сказал и Серик Козыбаев, начальник отдела инвестиционного анализа АО «Инвестиционный дом «Астана-Инвест». Однако, основываясь на имеющейся информации, эксперт все же дал оптимистичный прогноз:

«Полагаясь на те сведения, к которым есть доступ, можно сделать вывод, что у компании очень солидный рост выручки (80% в год в течение пяти лет), рост клиентской базы (примерно в 5,5 раза за последние пять лет). Бизнес холдинга похож на западную модель тем, что холдинг успешно привлекает инвесторов, бизнес в IT-сфере. На сегодня компания привлекла 700 миллионов тенге. Это один из немногих казахстанских успешных проектов среди интернет-компаний. Поглощения конкурентов подтверждают, что у компании амбициозные планы не только по проведению IPO, но и по росту бизнеса в целом. Холдингу есть куда расти, а средства, которые, скорее всего, будут привлечены на IPO, наверняка, будут направлены на развитие бизнеса. Рынок электронной коммерции в Казахстане далеко не исчерпал себя, и компании есть куда развиваться. Плюс холдинг может начать развивать бизнес в соседних странах, в которых рынок электронной коммерции развит слабее, чем в Казахстане».

При этом в самой компании пока еще не определили объем и направление средств, которые будут привлечены через публичное размещение. По словам г-на Мухоряпова, это будет зависеть от того, какая стратегия группы сформируется к 2020 году.

«Сам по себе выход на IPO не является самоцелью. Это делается для того, чтобы реализовать два момента. С одной стороны, к тому времени у нас будут инвесторы ранней стадии, которые будут в проекте уже порядка 10 лет, и, возможно, некоторые из них захотят выйти. С другой стороны, мы предполагаем, что именно к этому периоду произойдет существенное раскрытие нашего потенциала, как предпринимателей в том числе, и мы будем готовы к тому, чтобы активно идти на зарубежные рынки. Мы предполагаем, что компании понадобится серьезный капитал для того, чтобы эти планы реализовать. И нам кажется, что IPO позволит получить максимально правильную оценку, адекватную, по-настоящему рыночную», – сообщил Рамиль Мухоряпов abctv.kz.

По мнению Серика Козыбаева, будут ли акции холдинга пользоваться спросом, зависит от дальнейших показателей компании, причем это относится к спросу как на рынке Казахстана, так и на зарубежном.

«Сохранятся ли темпы роста выручки, прибыли, клиентской базы и так далее? На сегодня сравнить не с чем. Еще ни одна казахстанская IT-компания не стала публичной за рубежом, поэтому заинтересованность западных инвесторов прогнозировать довольно трудно», – поделился своим мнением г-н Козыбаев.

О спросе со стороны иностранных инвесторов упомянула и Наталья Мильчакова: «На зарубежных биржах интерес может быть умеренный. Лучше обратить внимание на региональные, а не на глобальные биржи – Сингапур, Малайзия и так далее».

А вот Алексей Коренев надеется, что IPO компании будет успешным: «Касательно спроса на ГДР-компании на международном рынке, все зависит от того, как компания сумеет позиционировать себя на нем, насколько быстро займет там свою нишу и сумеет доказать основательность своих притязаний. Если все это получится, со временем и ГДР-формы станут востребованы».

В заключение отметим, что, по словам Рамиля Мухоряпова, компания Chocofamily нацелена достичь капитализации в размере не менее 100 миллионов долларов (долгосрочные планы компании. – Авт.). При этом в апреле текущего года капитализация Chocofamily составила 15 миллионов долларов по итогам последнего раунда, так что г-н Мухоряпов считает поставленную цель вполне достижимой. За 6,5 года стоимость компании в тенговом выражении выросла уже в 160 раз (по сравнению со стоимостью входа для первых инвесторов). Что же касается оборота компании, то в 2016 году он был выше 11 миллиардов тенге, а в 2017 году в компании ожидают, что данная цифра увеличится до 18 миллиардов тенге.

При этом рынок e-commerce в стране он оценил в 340 миллиардов тенге, долю своей компании – 5,5%.

Также глава компании высказался и в отношении возможных дальнейших сделок слияний и поглощений:

«Мы готовы к любым сделкам M&A, которые приведут к улучшению качества работы наших сервисов для клиента, а также к росту стоимости Chocofamily для акционеров. Конкретных целей нет, но принципиальная готовность к сделкам есть».

Элина Гринштейн​

Теги:

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости:

OK