Министр промышленности, рудников и торговли Ирана Реза Фатеми кулуарах Совместного торгового заседания Ирана и России заявил, что в плане бартерного обмена импорт стали из России занимает особое место, сообщает информационное агентство IRNA.
Фатеми также указал на ситуацию с дефицитом запчастей автопроизводителей в России:
"У нас все готово для того, чтобы поставлять запчасти в Россию. Кстати, в сфере газовых турбин Иран достиг современных технологий, что привело к подписанию контрактов с российскими электростанциями по ремонту. На основе этого мы можем бартером импортировать сталь из России."
Для Казахстана это тревожный звоночек.
Еще пять-10 лет назад "АрселорМиттал Темиртау" плотно "оккупировал" Иран своим металлом. В пиковые годы Исламской Республике отгружалось более одного миллиона тонн казахстанского проката.
Но в 2018 году, выйдя из ядерной сделки, Трамп опять объявил Ирану санкции, действовавшие до 2015 года. Не любят англосаксы тех, кто хочет жить по своим, а не навязанным правилам.
Стоить еще раз напомнить, что законными считаются только те санкции, которые введены Организацией Объединенных Наций.
И вы будете смеяться, но в отношении Ирана (как и России сейчас) таких легитимных санкций не объявлено.
Как не были они введены и в отношении разбомбленных Югославии, Ливии, Ирака, Сирии. Полагаю, список продолжать не нужно.
Ну так вот. Санкции американцы ввели. И что сделала транснациональная корпорация ArcelorMittal?
Правильно: запретила своему казахстанскому подразделению отгрузку в Иран.
С минусом в один миллион тонн.
Алексей Агуреев
Читаем сообщение агентства Reuters от 17 июля 2018 года:
"Советник гендиректора АрселорМиттал Темиртау Алексей Агуреев подтвердил Рейтер, что компания остановит отгрузку стали в Иран из-за санкций.
“Мы подтверждаем, что временно поставки будут приостановлены из-за санкций наложенных, - сказал Агуреев по телефону. - Будут сняты санкции - поставки будут возобновлены”.
Отскок с иранского рынка стоил нам сотен миллионов долларов чистой прибыли. И возврата на него для казахстанской стали уже нет.
Во-первых, качество нашего проката гораздо ниже российского – скажем за это спасибо Митталу и его индийским директорам, что угробили комбинат.
А во-вторых, номенклатура и сортамент стали у россиян гораздо выше (да и заводов у них больше).
Кроме того, металлургические комбинаты в РФ во время кризиса 2008-09 годов прошли глубокую модернизацию.
А Миттал, ежегодно имевший с нашего комбината 1 млрд чистой прибыли (с учетом зарубежной отгрузки через дубайский офшор), денежки на модернизацию зажал.
И вот итог: с иранского рынка казахстанский прокат ушел добровольно, а вернуться, тем более – в прежних объемах, уже не сможет никогда.
Конечно, Актауский морской порт заработает долю малую на перевалке российской стали. Но это слезы по сравнению с потерянным иранским рынком, и сотнями миллионов долларов чистой прибыли, что можно было с персиян поднять.
Резюмируем: и российский рынок в краткосрочной перспективе (1,5 - 2 года) потерян (Аве, Байден!), и на иранский уже не пустят.
Перефразируя Николая Васильевича:
"Ну что, сынку, помогли тебе твои янки?"
Олег И. Гусев