Банковскому сектору Казахстана потребовалось больше 10 лет на то, чтобы справиться с последствиями мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. Для подтверждения стабильности рынка была проведена оценка качества активов, и регулятор отрапортовал, что существенных проблем у банков нет. Судя по данным, которые на днях опубликовал Национальный банк, несмотря на карантин и ЧП, банковскому сектору удалось заработать прибыль, а уровень проблемных кредитов по сектору не пробил отметку в 10%, которую требует придерживаться регулятор.
Но наступивший "идеальный шторм" может стать очередным испытанием для рынка. Судя по мнению экспертов, основной удар от пандемии, падения цены на нефть и курса тенге в Казахстане банки испытают чуть позже. Рейтинговые агентства уже спрогнозировали трехкратное падение прибыли банковского сектора, ухудшение качества активов и снижение объема кредитования. Выясняем, есть ли признаки кризиса в банковском секторе и какие игроки находятся в более выигрышном положении накануне новой экономической турбулентности.
"Строго говоря, банковская система Казахстана уже много лет находится в затяжном кризисе – об этом свидетельствуют и высокий уровень проблемных кредитов, и банкротства небольших и средних банков, и существенные размеры госпомощи, которую банки Казахстана получают довольно регулярно. С другой стороны, силу "удара" от пандемии Covid-19 и снижения цен на нефть для банковского сектора РК, вероятно, мы увидим только к концу этого года", – рассказала директор направления "Финансовые институты" S&P Global Ratings Ирина Велиева. Основное негативное влияние, по ее словам, будет заключаться в ухудшении платежеспособности заемщиков и необходимости создания дополнительных резервов. Прибыльность банковского сектора в этом году существенно снизится по сравнению с прошлым годом, а многие банки будут оперировать на грани безубыточности. Однако в целом, подчеркнула она, банковская система подошла к новому витку кризиса с существенным запасом капитала и ликвидности – это должно смягчить негативное влияние кризиса и позволить большинству банков пережить сложные времена.
Последствия от пандемии и режима ЧП в Казахстане банки испытают во II и III кварталах, считает генеральный директор DAMU Capital Management Мурат Кастаев. Но уже сейчас проявляются негативные последствия. "Так, если по итогам марта активы банковского сектора росли на 6,9%, то по итогам апреля рост снизился до 4,9%. То же самое и по собственному капиталу банков – если по итогам марта рост был на 2,4%, то по итогам апреля рост практически остановился и составил 0,3%. Прибыль сектора еще остается сильной – за апрель совокупная прибыль выросла с 249 млрд до 263 млрд тенге. Отдельно следует наблюдать за кредитами с просрочкой выше 90 дней (неработающие кредиты), они за апрель выросли с 8,94% до 9,41%", – отметил глава DAMU Capital Management.
Эксперт инвестиционного дома "Астана-Инвест" Серик Козыбаев поясняет, что кризис, в котором оказался Казахстан, так же как и другие страны, разумеется, затронул банковский сектор. "Затронул в части повышения риска неплатежеспособности заемщиков, так как часть населения осталась без работы, бизнес остался без выручки, и в части отсутствия, пусть даже временного, спроса на банковские продукты. В кризис как физические лица, так и юридические, то есть бизнес, кредитов берут, как правило, меньше. Поэтому снижение прибыли банковского сектора, в I и во втором II кварталах ожидаемо", – подчеркнул он. Но в целом, по его мнению, ситуация в банковском секторе стабильная. Режим ЧП на два месяца – не повод беспокоиться, отмечает он. И сейчас экономика страны "приходит в себя". Также необходимым условием для улучшения ситуации в экономике и в банковском секторе является цена на нефть, которая, в принципе, растет, но еще далека от того уровня, который был до объявления пандемии.
"На сегодняшний день говорить о полномасштабном банковском кризисе на рынке я бы не стал, но вместе с тем мы, несомненно, ожидаем определенные сложности у некоторых игроков", – отмечает вице-президент – старший аналитик агентства Moody’s Семен Исаков. По его мнению, банковский сектор Казахстана в целом имеет хорошую ликвидность и достаточно хорошо капитализирован. В то же время меры, предпринятые для поддержки (отсрочка для клиентов физических и юридических лиц, кредиты для МСБ по сниженным ставкам), дадут банкам время для "передышки" и несколько смягчат удар, но полностью не оградят их от необходимости признавать обесценение активов.
Ирина Велиева считает, что, несмотря на предпринимаемые меры поддержки, 2020 год все равно будет для банков достаточно тяжелым. Самое важное для долгосрочного восстановления банковского сектора – это возврат Казахстана на траекторию экономического роста. Также крайне важны шаги по дальнейшему совершенствованию банковского регулирования и надзора, предпринимаемые Нацбанком и регулятором.
Какие банки находятся в выгодном положении
"Успешно кризис смогут преодолеть банки, имеющие хорошие показатели достаточности капитала, прибыльную бизнес-модель, хорошее качество ссудного портфеля и сильных акционеров, имеющих возможность при необходимости привлечь дополнительный капитал", – уверен Мурат Кастаев.
Семен Исаков предполагает, что банкам с высокими показателями достаточности капитала, высоким уровнем ликвидности, низкими объемами кредитов в секторе МСБ и необеспеченного кредитования физических лиц будет проще преодолеть сложности.
"Мы считаем, что в более выигрышном положении находятся банки, которые обладают достаточным запасом капитала по отношению к регуляторному минимуму, поскольку в этом году размер доформирования резервов может быть существенным, запас основного капитала может сыграть ключевую роль в поддержании финансовой устойчивости банка. Кроме того, в выигрыше окажутся те банки, которые в прошлые годы не наращивали кредитную активность и не принимали на себя высоких кредитных рисков. У них кредитные портфели достаточно "зрелые", и негативное влияние на качество портфеля может быть ниже. Те банки, которые активно росли в 2018-2019 гг., сейчас могут столкнуться с необходимостью масштабного дорезервирования и стать убыточными по итогам 2020 г.", – подчеркнула Ирина Велиева.
В целом банковский сектор Казахстана не впервые сталкивается с экономическими вызовами, но в этот раз, по словам экспертов, они более подготовленные, чем к кризисам 2008 и 2014 годов.
Ольга Фоминских