ИТ-рынок Казахстана: три года без счастья

Александр Галиев Александр Галиев
20226

Рынок информационных технологий в Казахстане оказался главным лузером последних лет, впав фактически в состояние свободного падения.

ИТ-рынок Казахстана: три года без счастья

Анализируя состояние рынка по итогам 2013–2016 годов, понятно, что ИТ – это еще и аутсайдер и по уровню оптимизма в отрасли. Достаточно сказать, что кризис не пережили ряд небольших розничных сетей, более того, даже гигант – крупнейшая ИТ-компания Казахстана – АО "Логиком" отказался как от ритейла, так и от интернет-магазина, сосредоточившись на проектном бизнесе.

2016 год – новый антирекорд для отрасли
2016 год стал третьим годом, когда ИТ-рынок Казахстана закрывался с минусом. До сих пор информационные технологии напоминали сверхскоростной локомотив, который благополучно пронесся через кризис 2007–2008-го, не заметив даже станции с его названием. Впрочем, ему оказался не под силу текущий.

Ситуация уникальная. В основе кризиса ИТ-рынка Казахстана несколько слагаемых. Первое – уже набившая оскомину неблагоприятная конъюнктура на сырьевых рынках. Второе – экстенсивная модель развития экономики Казахстана исчерпала себя. Наконец, так называемая "третья платформа вычислений", которая подразумевает конвергенцию четырех взаимозависимых тенденций: социальное взаимодействие, мобильность, облака и информация. В Казахстане она реализуется через сервисную модель в госорганах, которая сопровождается существенным снижением капитальных расходов на ИТ. А государственные органы в Казахстане – это традиционно крупный игрок и ИТ-заказчик.

По оценке компании IDC, расходы на ИТ в госорганах после девальвации даже без влияния сервисной модели сократились с 8 до 50%.

"Если сделать корреляцию на девальвацию тенге, то понятно, что на ИТ-проекты в министерствах и ведомствах остались крохи. В отличие от девальваций прошлых лет рынок отреагировал острее и болезненнее: многие тендеры и проекты были просто отменены – такие риски не смогли вынести ни поставщики, ни заказчики. В ряде случаев произошло замещение ИТ-оборудования на более простые конфигурации, чтобы попасть в ценовые рамки", – комментирует ситуацию глава представительства аналитической компании IDC в Центральной Азии и Азербайджане Андрей Беклемишев. По его мнению, с одной стороны, это несколько компенсировало шок от девальвации, но с другой – это появление целого ряда проектов, основанных на бюджетных конфигурациях оборудования, которое имеет низкий жизненный цикл. Этот же тренд Андрей Беклемишев наблюдал и в ушедшем году. В той или иной степени все, что сказал эксперт, применимо и к ситуации в бизнесе – "закручивание гаек", секвестрование и миграция в проектах на бюджетные конфигурации оборудования.

Пробежимся по цифрам
Напомним, что в 2015 году рынок серверов в Казахстане упал на 31%. В стоимостном выражении – на 42,4%. В этой структуре объем высокопроизводительных серверов упал еще глубже – на 70%, серверы среднего уровня – на 50%. Ну а Х86-серверы – на 30%. В 2016 году по итогам второго квартала был зафиксирован небольшой рост рынка Х86-серверов  – сработал отложенный спрос. Впрочем, высокопроизводительные серверы и серверы среднего уровня до сих пор находятся в депрессии. При этом во втором квартале стоимость поставляемых на рынок серверных решений продолжала падать почти на 19%. Таким образом, если сложить рост рынка и падение стоимости решений, то мы увидим почти нулевую динамику.

Рынок персональных компьютеров (ПК) по итогам третьего квартала ушедшего года показал рост по юнитам, то есть отгруженным единицам. Он составил 15%. В целом динамика по ПК в 2016 году была такова: в первом квартале он снизился на 3%, во втором – на 13,5%.

Рынок принтеров по итогам 2015 года в стоимостном выражении потерял 43%. По итогам второго квартала 2016 года (год к году, то есть второй квартал 2015 года ко второму кварталу 2016 года) по отгруженным единицам падение составило 11%, а в стоимостном выражении – на 22%. Наиболее сильно пострадали устройства для полноцветной лазерной печати А4 – в стоимостном выражении на 40%.

Рынок смартфонов выглядит лучше: по количеству отгруженных единиц он растет, а вот по средней цене – падает. Здесь, по мнению IDC, предпочтения потребителей смещаются в сторону более дешевых решений, например в сторону китайских брендов. Этот тренд наблюдается уже 2 года.

Ну и несколько слов о рынке в целом. В 2014 году ИТ-рынок упал на 8%. В 2015 году – на 30%. В 2016 году в IDC ожидают его падения еще на 7,7% (итоги года будут подведены весной 2017-го – прим. редакции). Если сравнивать эти данные с 2013 годом, то есть годом, который был последним годом роста для ИТ-рынка, то он снизился почти на 41%.

Структура рынка
Для того чтобы разобраться со структурой ИТ-рынка, посмотрим на вполне благополучный 2014 год. Кстати, хотя объем рынка и изменился с тех пор, его структура осталась прежней.

В деньгах ИТ-рынок Казахстана по итогам 2014-го, по оценке IDC, это около 2 млрд долларов. На "железо", то есть на аппаратное обеспечение, приходится 78,7% – почти 1,8 млрд долларов – и это львиная его доля. Соответственно, рынок программного обеспечения (ПО) составляет 9,6% –примерно 198 млн долларов. Его контролируют 3 игрока – Microsoft, SAP и Oracle – это более 50% всего рынка ПО. В этой группе доминирующее положение у Microsoft – примерно 55%, доля SAP составляет примерно 30,5%, наконец, Oracle принадлежит около 14,5%. Рынку ИТ-услуг принадлежит 11,7%. В деньгах это примерно 236 млн долларов. Визуализация ситуации на рынке на графике ("Структра ИТ-рынка Казахстана").

На другом графике представлена динамика рынка 2013–2016 в деньгах ("Динамика ИТ-рынка, Казахстан, млрд долларов").

И будет вам счастье…
По оценке IDC, ИТ-рынок Казахстана в 2017 году может вырасти на 10%. Эти цифры – бальзам на раны измученной отрасли, и они хорошо коррелируются с данными, которые приводит Gartner. Как отмечают в аналитической компании, в 2017 году мировой объем продаж ИТ вырастет на 2,9% по сравнению с 2016 годом и достигнет 3,5 трлн долларов.

В пользу такого сценария говорят и простейшие умозаключения, например, отложенный спрос. Компании намучились, выжимая последние соки из оборудования, которое морально и физически устарело. При первых же признаках устойчивого роста в экономике, снижении стоимости денег, отрасль ждет оживление с этой стороны. Второе – сервисная модель. Она, кстати, подразумевает появление целой плеяды компаний, у которых, собственно, и будет закупать ИТ-услуги государство. Это потребует создания зрелой инфраструктуры. Наконец, потребительский рынок. Некоторые сегменты, например ПК, как можно заметить, находятся в состоянии перманентного стресса, а значит, и негатив может отступить перед позитивом.

Впрочем, если о росте ИТ-рынка в Казахстане в 2017 году можно говорить почти как о состоявшемся факте, то в среднесрочной перспективе не так все просто.

Александр Галиев

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться