Из-за развития ИИ СМИ могут потерять читателей и прибыль

4620

Также под угрозой находится интеллектуальная собственность издательств.

Из-за развития ИИ СМИ могут потерять читателей и прибыль Фото: Inbusiness/Midjourney

Об этом говорится в исследовании, приведенном на сайте Statista, передает корреспондент inbusiness.kz.

Будущее поиска в эпоху искусственного интеллекта

В 2024 году издатели беспокоятся о возможном дополнительном снижении реферального трафика (количество переходов пользователей по ссылкам, размещенным на сторонних ресурсах. – Прим. ред.) из-за внедрения ИИ (искусственного интеллекта) в поисковые системы и другие платформы. Такие компании, как Google и Microsoft, изучают новые способы предоставления контента, известные как Search Generative Experiences (SGE), которые дают прямые ответы на поисковые запросы, а не привычные ссылки на сайт.

Поиск Microsoft Bing одним из первых интегрировал новости в режиме реального времени благодаря сотрудничеству с OpenAI (создателем ChatGPT). Google в свою очередь выпустил модель ИИ  Gemini, которая умеет распознавать и анализировать тексты, изображения, аудио и даже видео (этого GPT-4 еще не умеет), а также генерировать текст и изображения. Google предусмотрительно включает ссылки на сайты, с которых был взят контент, но их становится все меньше, и издатели опасаются, что причин переходить по ним будет еще меньше.

В этом году мы также увидим большое количество разговорных ИИ-помощников, встроенных в компьютеры, мобильные телефоны и даже автомобили, которые изменят способ поиска информации.

Согласно данным опроса YouGov в Великобритании, проведенного для подготовки этого отчета, осведомленность населения об этих инструментах растет. Опрос показал, что около две трети (65%) взрослого населения Великобритании слышали об одном из пяти чат-ботов, причем наиболее известным примером является ChatGPT (59%). Регулярное использование ChatGPT по-прежнему относительно невелико – всего 9%, хотя в возрастной группе 18-24 лет этот показатель увеличивается до 25%.

На данный момент поиск последних новостей составляет всего лишь 8% от общего интереса людей. Однако ситуация может измениться в текущем году благодаря новым продвинутым возможностям поиска в режиме реального времени, которые внедрят крупные компании. Многое будет зависеть от действий поисковых провайдеров, особенно Google, на долю которого приходится около 90% рынка.

Битва за авторские права

В текущем году издателям придется искать способы компенсации убытков в трафике и доходах, вызванных использованием OpenAI и Google.

Иск New York Times к OpenAI о нарушении авторских прав, вероятно, станет первым в этом году. В иске утверждается, что для обучения системы были использованы "миллионы" статей Times без ее разрешения, что ChatGPT иногда генерирует "дословные выдержки" из этих статей и что инструмент теперь конкурирует с газетой в качестве надежного источника информации.

По данным исследования, проведенного Институтом Рейтер, к концу 2023 года примерно половина ведущих изданий перестанут разрешать крупным ИИ-платформам доступ к своему контенту. В этом случае они получают больше возможностей для заключения сделок с платформами. Более трети респондентов (35%), принявших участие в опросе, считают, что в выигрыше окажутся лишь несколько крупных медиакомпаний, а около половины (48%) предсказывают, что в конце концов ни один издатель не получит больших денег.

Журналистский бизнес ожидают новые потрясения

Продолжающаяся нестабильность рекламного рынка и дальнейшее смещение аудитории в сторону цифровых технологий сделают этот год еще одним сложным с точки зрения бизнеса. В США в 2023 году сократят около 20 тыс. рабочих мест в СМИ, что примерно в шесть раз больше, чем в предыдущем году. Согласно недавнему отчету, каждую неделю в США закрывается от двух до трех местных газет.

Большинство респондентов утверждают, что, несмотря на сложные перспективы, в 2023 году их компания увидит рост подписчиков.

Для того чтобы выжить, медиакомпаниям придется полностью стать цифровыми, одновременно продолжая пытаться получать доходы из традиционных каналов вещания. Если рассматривать наиболее важные источники дохода для издателей в будущем, то цифровая подписка и членство (80%) укрепили свое лидерство над графическим форматом рекламы (72%). При этом большинство изданий рассчитывают, что смогу получать доход из трех-четырех разных источников. Важность мероприятий и электронной коммерции возросла, но надежд на дополнительный доход от крупных технологических компаний стало меньше, чем в предыдущие годы (20%). Отчасти это связано с тем, что Facebook прекращает выплаты новостным издательствам по мере окончания действующих контрактов.

В этом году издатели будут больше внимания уделять видео и аудио.

Генеративный ИИ и его влияние на редакцию новостей

С момента публичного запуска ChatGPT прошло чуть больше года, и новостные редакции все чаще задумываются о последствиях развития ИИ  и генеративного ИИ в частности.

Несмотря на то, что интеллектуальная собственность издательства находится под угрозой из-за развития ИИ, издания ищут варианты, как сделать свой бизнес более эффективным благодаря использованию ИИ. Руководители новостных изданий выделяют в качестве приоритетных задач автоматизацию работы (56%), такую как транскрибация и копирайтинг, затем следуют системы рекомендаций (37%), создание контента (28%) и коммерческое использование (27%). Другие потенциально важные области применения включают кодирование (25%) и сбор информации (22%), где ИИ может использоваться для расследований или проверки фактов.

Наиболее важные направления использования ИИ новостными СМИ в 2024 году

Из результатов опроса следует, что респонденты оценивают различные области применения искусственного интеллекта по-разному с точки зрения риска. Наибольшую опасность представляет создание контента (53%), за ним следует сбор новостей (33%). В отличие от этого, автоматизация работы (9%), распространение и кодирование считаются менее опасными.

Области, которые, по мнению специалистов, несут наибольший репутационный риск при внедрении ИИ.

Что может произойти в 2024 году?

Если 2023 год был годом знакомства с генеративным искусственным интеллектом, то этот год станет годом, когда редакции полностью примут эти технологии и внедрят их в рабочие процессы.

Возможно, в 2024 году появятся помощники с ИИ, которые будут следить за журналистами и предлагать способы сделать материалы более интересными, точными или актуальными.

Читайте по теме:

Что ждет СМИ в 2024 году: издательства сфокусируются на платных подписках, коротких видео и WhatsApp

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться