В любой экономической политике есть базовые инструменты. Это фискальная, монетарная, бюджетная политика.
Еще есть протекционистская политика - механизм, который используют для защиты отечественного рынка. Если пройтись по каждому базовому механизму, то на сегодня те действия, которые происходят в нашей экономике, идут немного в разных направлениях. То есть известно базово, что при кризисе нужно стимулировать спрос разными методами. Один из них - это бюджетные расходы. В кризис их нужно увеличивать, у нас почему-то они сокращаются. То есть оптимизация бюджета в кризис означает сокращение спроса. Второй момент, это фискальная политика. Мы видим, что одному экономическому блоку дают задание повысить доходы, другого просят стимулировать экономику. Эти две политики между собой вообще не коррелируют. Сейчас налоговая политика направлена на ужесточение собираемости, это и текущие результаты, и будущие налоговые нагрузки на бизнес. Со следующего года повышаются налоговые ставки по фонду оплаты труда, планируется введение налога с продаж. Последний, не надо его путать с налогом с оборота, считается самым несправедливым во всем мире. Но почему-то у нас его хотят использовать. То есть действия, которые сейчас происходят в налоговой системе, направлены на ужесточение режима для МСБ, причем крупный бизнес никоим образом не трогается. Хотя перекосы существуют везде. И в корпоративном бизнесе имеющаяся нагрузка, особенно в недропользовании, вызывает очень много споров. Она ее соответствует международным стандартам. У нас используют ставки в зависимости от цены, хотя применять должны накопительную систему по приросту налогообложения. Таких спорных моментов много. Но на них обращают внимания, не делают усовершенствования текущей налоговой системы, а пытаются внедрить новую. Изменения налоговой системы в период кризиса - это очень больно и неактуально. Потому что люди только адаптировались к существующей налоговой системе, как в 2009 году был принят новый Налоговый кодекс. Через 6 лет менять полностью налоговую систему, когда бизнес только адаптировался к старой, считаю несправедливым и неправильным. Что касается монетарной политики, то это всем известная избитая тема. Говорят, что у нас не хватает финансовых ресурсов, кредитование стоит и так далее. Но не давать тенге стране, значит убивать кредитование, не стимулировать рост.
К сожалению, в стране фактически считают, что мы можем перепрыгнуть стадии развития и пытаются построить заводы, которые будут передовыми и давать добавленную стоимость. У нас мало человеческого капитала, ресурсов, нет технологий. Любой трансферт технологий - это упрощение. Страна не сможет конкурировать с теми государствами, которые эти технологии дали. Мы не можем выпускать авто мирового класса, поэтому что их просто привозим. Основа автобизнеса у нас строится на том, что идет экономия на пошлине. Как только девальвация в России произошла, где локализация производства автомобилей составляет 50-60%, они стали конкурентоспособней, потому что казахстанская локализация производства существенно меньше. Да, здесь способны покрасить, собрать, но не могут даже резину автомобильную выпустить.
Таких перекосов много, потому что принятие решений по индустриализации проходило не рынком, а государством. Надо делать разгосударствление, чтобы была экономическая свобода, стимулировать, давать не конкретный объем тем или иным отраслям, а в целом поддерживать экономику. Не должно быть выделение национальных чемпионов или предприятий, которые получили господдержку. Это мешает конкуренции. Должна быть поддержка общая, тогда будут равные условия и развитие. А бизнес, который живет за счет государственных субсидий, никогда не построит реальную рыночную экономику.