/img/tv1.svg
RU KZ
К 2025 году почти 40% госкомпаний Узбекистана ожидает приватизация

К 2025 году почти 40% госкомпаний Узбекистана ожидает приватизация

Обновленный план реализации госактивов, включающий продажу более тысячи госкомпаний и увеличение доли активов банков без госучастия с текущих 15% до 60%, рассчитан до 2025 года.

08:00 10 Август 2020 5379

К 2025 году почти 40% госкомпаний Узбекистана ожидает приватизация

Автор:

Султан Биманов

Пандемия коронавируса, бушующая по миру, не обошла стороной и Узбекистан, где темпы роста ВВП в первом полугодии текущего года снизились до 0,2% в годовом выражении. Локомотивами роста выступили строительство и сельское хозяйство, однако приток инвестиций сократился за аналогичный период почти на 13%. Масштабные реформы идут медленно в части приватизации госактивов на фоне первоначального амбициозного плана. В конце минувшего года правительство составило более реальный приватизационный план, рассчитанный до 2025 года, с целью реализовать более трети госактивов в экономике, отмечают аналитики Halyk Finance.

По данным агентства по управлению госактивами Узбекистана, число госпредприятий в стране на конец 2019 года составляло 2965, а их доля в ВВП страны занимает 55%. Обновленная стратегия приватизации подразумевает приватизацию 1115 предприятий (37,6% от их общего числа). При этом госпакет будет сохранен в 554 предприятиях, среди которых: «Узбекнефтегаз», «Узтрансгаз», Uzbekistan Airways, Навоийский и Алмалыкский ГОК и Узметкомбинат.

Ожидается, в том числе, массовая приватизация госактивов в банковской сфере Узбекистана. Согласно указу президента Узбекистана, предполагается трансформация и приватизация ряда банков. При этом в силу системной значимости нескольких банков (Узнацбанк, Агробанк и Микрокредитбанк госучастие будет сохранено. В результате к 2025 году доля активов банков без госучастия вырастет с текущих 15% до 60%.

По оценкам Halyk Finance, в Узбекистане достаточно успешно происходит реформирование налоговой сферы. Цель реформы – снизить нагрузку на физические и юрлица, а также снижение числа видов налогов. Говоря о населении, стоит отметить переход от прогрессивной к плоской шкале ставки подоходного налога (12%), отмену страховых взносов в пенсионный фонд.

Юрлица с годовой выручкой не более 1 млрд сумов перешли на уплату единого налогового платежа. Ставка налога на прибыль для компаний сократилась с 14% до 12%, а для банков – с 22% до 20%. Размер НДС был снижен с 20% до 15%. С августа 2019 года разрешена наличная продажа валюты, упрощен режим вывоза валюты для граждан и увеличение суммы, не требующей декларирования (с $5 тыс. до $10 тыс.). Снижены таможенные ставки на 3,4 тыс. товарных позиций, ввозимых в страну, а по 72% из них введена нулевая пошлина.

В рамках пенсионной реформы в 2019 году был увеличен минимальный размер пенсионной выплаты по возрасту на 10%, а работающие пенсионеры стали получать пенсию в полном размере, а не половину, как раньше. С 1 апреля 2020 года планировалось увеличение возраста выхода на пенсию с 55 до 58 лет для женщин и с 60 до 62 лет для мужчин, а также введение обязательного трудового стажа не менее 10-15 лет.

Рост узбекской экономики замедлился с 5,6% в 2019 году до 0,2% по итогам первого полугодия 2020 года. Промпроизводство за январь-июнь этого года просело почти на 2% в годовом выражении. Центробанк Узбекистана на фоне замедления деловой активности смягчил денежно-кредитные условия, понизив ставку с 16% до 15%. Международные резервы Узбекистана с начала года выросли на 10,8%, до $32,3 млрд, и связаны с переоценкой золота в резервах ЦБ (доля золота в ЗВР выросла до рекорда в 60%).

Дефицит счета текущих операций в I квартале снизился до $812 млн, но до конца года планируется его расширение. МВФ прогнозирует его рост до $5 млрд по итогам года, что составит 9,5% ВВП страны. Обменный курс сума за январь-июль 2020 года обесценился на 7%, а к концу года ожидается на уровне 10 419 сумов за доллар США (+9,6% в годовом выражении).

Наблюдается замедление темпов банковского кредитования экономики. За первое полугодие 2020 года ссудный портфель вырос на 15,7% против 24,9% годом ранее. Доходность банковского сектора также падает; показатель ROE снизился до 16,7%.

«В нашем предыдущем отчете по Узбекистану мы ставили под сомнение реализацию таких масштабных реформ в указанные сроки. Пересмотр планов по приватизации с увеличением сроков исполнения лишь подтвердил это. В результате, несмотря на нацеленность руководства на постепенную либерализацию общества и проведение реформ, в Узбекистане, скорее всего, в среднесрочной перспективе все еще сохранится значительная доля государственных предприятий, которые будут создавать существенные структурные перекосы в экономике», – резюмируется в аналитическом обзоре инвестбанка.

Султан Биманов


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Как сэкономить на банковском обслуживании?

Эксперты Банка ВТБ (Казахстан) рассказали, как предприниматели могут сократить эту статью расходов.

16 Сентябрь 2020 08:00 1221

Сегодня в Казахстане практически ни один бизнес не обходится без расчетно-кассового обслуживания. РКО – это комплекс банковских услуг для юридических лиц, включающий в себя открытие и ведение счетов, проведение платежей и переводов, прием и выдачу наличных, операции с валютой, инкассацию и многое другое. Чем больше компания, тем больше расходы на услуги банков.

Эксперты рассказали, как можно сэкономить на РКО, рассказывает заместитель директора департамента по работе с корпоративными клиентами Банка ВТБ (Казахстан) Наталья Прокофьева:

«За каждую операцию банк удерживает комиссию. Общая сумма банковских комиссий за услуги РКО за месяц может стать существенной статьей расходов. Но есть способ сократить эти траты – найдите банк, предлагающий пакетное обслуживание. Это набор услуг, за который клиент платит комиссию единовременно, что, как следствие, обходится намного дешевле, чем покупать отдельно каждую услугу. Например, в банке ВТБ, приобретая услуги РКО пакетом, можно сэкономить в среднем 65%. Пакеты различаются составом и объемом услуг, каждый клиент может выбрать наиболее подходящий для себя вариант с учетом специфики и сезонности бизнеса».

Помимо цены, пакетные предложения Банка ВТБ (Казахстан) имеют и другие преимущества. Главное из которых – это возможность использования продуктов и услуг банка без посещения отделения. Большая часть процессов автоматизирована, и клиенты могут самостоятельно проводить их в любое время и из любого места с помощью обновленной системы интернет-банкинга для юридических лиц.

Продолжает заместитель директора департамента по работе с корпоративными клиентами Банка ВТБ (Казахстан) Наталья Прокофьева:  

«Сегодня нашим корпоративным клиентам в режиме онлайн доступны практически все ключевые банковские операции. В ближайшее время мы планируем запуск мобильного банкинга для юридических лиц и другие интересные онлайн-продукты. Банк вообще активно работает над тем, чтобы упростить рабочие процессы наших клиентов-предпринимателей. Например, недавно мы начали выпуск корпоративных банковских карт – это продукт, который поможет значительно упростить процедуры бухгалтерского учета».

Если физические лица давно уже пользуются платежными картами при покупке товаров и услуг, то расчеты юридических лиц в своем большинстве все еще происходят либо наличными деньгами, либо безналичным путем через длительную, трудозатратную бухгалтерскую процедуру. Корпоративная карта является незаменимым инструментом оплаты, если речь идет о таких расходах компании, как: командировочные траты, представительские или хозяйственные расходы, покупка различных транспортных билетов, аренда автомобиля, бизнес-ланчи и т. д. Воспользовавшись картой, сотрудник компании не будет тратить время на походы в кассу, заполнение документации, составление отчетности, при этом бухгалтер автоматически получит всю необходимую информацию из банка.

«Банк ВТБ (Казахстан) предлагает клиентам два вида корпоративных карт: для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей! На ИП можно оформить одну карту, для других форм собственности бизнеса количество корпоративных карт не ограничено», – рассказывает заместитель директора департамента по работе с корпоративными клиентами Банка ВТБ (Казахстан) Наталья Прокофьева.

Подробнее ознакомиться с продуктами банка можно на сайте банка или по короткому номеру 5050.


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Банки Казахстана успешно прошли коронавирусный стресс-тест

Аналитический центр АФК опубликовал обзор банковского сектора Казахстана за II квартал 2020 года.

28 Август 2020 15:24 4951

Ключевые тенденции периода

  • Внедрены временные регуляторные послабления.
  • Отмечается рост концентрации среди топ-5 БВУ по размеру активов.
  • Произошел ускоренный переход к цифровизации банковских услуг.
  • Усилилась конкуренция за платежеспособных заемщиков.
  • Немного замедлилась выдача новых кредитов.
  • Значительно снизилась рентабельность деятельности коммерческих банков.

Итоги II квартала

Во II квартале 2020 года экономика Казахстана испытала значительный внешний шок, вызванный стремительным распространением пандемии Covid-19 в мире, что обусловило кризис спроса в большинстве отраслей мировой экономики, спровоцировало глобальный обвал биржевых индексов и резкое падение цен на энергоносители. Для противодействия инфекции впервые в новейшей истории Казахстана был введен жесткий карантин с режимом чрезвычайного положения, из-за чего тысячи предприятий были вынуждены временно приостановить свою деятельность или перейти на дистанционный режим работы.

Такая «жесткая посадка» национальной экономики неизбежно отразилась и на деятельности отечественных банков, обусловив некоторое замедление темпов кредитования населения и юридических лиц, ужесточение кредитных политик, необходимость в предоставлении отсрочек в погашении задолженности по займам тех заемщикам, которые из-за кризиса лишились дохода. Совокупность неблагоприятных факторов, которые продолжают оказывать влияние на большинство отраслей, с большой долей вероятности будут определять медленные темпы восстановления национальной экономики в краткосрочной перспективе, тем самым влияя на способность банковского сектора расширять кредитование и генерировать прибыль.

В то же время следует отметить и ряд позитивных эффектов пандемии: так, необходимость работы в дистанционном режиме дала новый импульс для развития интернет-технологий, как на стороне провайдеров, так и потребителей услуг, что, в свою очередь, позволило сократить издержки. Банковский сектор успешно прошел через реальный стресс-тест и благодаря достаточному запасу прочности, временным послаблениям в регулировании смог устоять и продолжить нормальную работу. Государственные институты проявили себя в роли кризис-менеджера, способного поддерживать развитие экономики вопреки глобальным угрозам. Нет никаких сомнений, что этот коллективный опыт принесет неоценимую пользу Казахстану для преодоления подобных кризисных ситуаций в будущем.


Подпишитесь на наш канал Telegram!