К кафе и ресторанам придет звезда | Inbusiness
/img/tv.svg
RU KZ
RU KZ
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84 FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07 KASE 2 289,08 Пшеница 465,40
$ 383.43 € 432.47 ₽ 6.12
Погода:
+30Нур-Султан
+26Алматы
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84
FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07
KASE 2 289,08 Пшеница 465,40
К кафе и ресторанам придет звезда

К кафе и ресторанам придет звезда

16832 03 Январь 2017 07:03

Министерство по инвестициям и развитию  разработало свой проект классификации отелей и ресторанов.

К кафе и ресторанам придет звезда

Автор: Алина Альбекова

В министерстве по инвестициям и развитию со всей ответственностью отнеслись к Плану Нации «100 конкретных шагов» и разработали проект по классификации объектов общественного питания, а точнее по присвоению им «звездности». В данный момент документ находится в Национальной палате предпринимателей, которая должна в течение 10 дней дать свое экспертное заключение.

«Нам важно мнение бизнеса. Если они посчитают это необходимым, то работа в этом направлении будет продолжаться. Но, даже если мы не увидим готовности к конкурентной борьбе, вы же понимаете, уровень обслуживания, сервис во многих точках общепита не может оставаться на том уровне, какой он есть сейчас. Впереди у нас ЭКСПО, мы открываем двери с 1 января 2017 года для 50 зарубежных экономически развитых стран, и мы просто обязаны сейчас выровняться и поднять свою планку», - разъяснил необходимость документа руководитель управления информационной безопасности департамента индустрии туризма МИР РК Жалгас Балгожин.

В Национальной палате не спорят: страна, действительно, остро нуждается в хорошем и понятном сервисе и даже в системе звездности. Вот только проект в том виде, в котором его прислали из министерства, представителей НПП не устраивает.

«Безусловно, мы поддерживаем саму систему. Нам, как потребителям, нужны какие-то ориентиры звездности, классности, ценовой политики, уровня сервиса, чтобы, заходя в любое заведение общественного питания, мы понимали куда пришли, с какой ценовой категорией столкнулись и каких цен нам ожидать. Для бизнеса это -  конкуренция, реальная самооценка и смысл стремиться к большему и лучшему, то есть сегодня у него одна звезда, завтра две, а там и до трех недалеко. Мы целиком и полностью согласны с госорганом, что у нас назрела потребность в сертифицировании и оценке. Вот только нас смущает перечень критериев оценки звездности, изложенный на 6 листах, да еще и мелким шрифтом. На мой взгляд, это перебор», - отметила заместитель директора департамента развития МСБ НПП РК Ирина Тюгина.

По ее мнению, важно, чтобы правила, по которым будет работать бизнес, были понятными в первую очередь им. А вот с этим, как оказалось, проблема. У президента ОФ «Альянс отельеров и рестораторов Казахстана» Айнур Утешевой возникает много вопросов. К примеру, она не понимает, зачем в баре нужен гардероб с ячейками для обуви, если гости там не разуваются. 

Ирина Тюгина также добавила, что в данный момент в проекте фигурирует много лишних критериев, которые уже и без того заложены в санитарных правилах и нормах и должны соблюдаться всеми заведениями без исключения. Сам проект с критериями «звездности» представителям бизнеса больше напоминает неудачную копию российского документа, который те, в свою очередь, когда-то скопировали у Запада, причем без правок и учета страны, в которой они должны работать.

«Мы полностью согласны с министерством и НПП, что данная система обязательно должна быть в Казахстане, тогда и мы будем понимать, как вести классификацию по барам и ресторанам, потому что сегодня каждый по своему желанию называет себя люксовым рестораном. Документ есть, но теперь его надо доработать так, чтобы он не вызывал отторжения у бизнеса. Причем, в первую очередь, наверное, должно предусматриваться не наличие гардероба, а квалификация специалистов и персонала, который там работает, безопасность продуктов питания, которые используются при приготовлении пищи, а также интерьер. И если ресторан позиционирует себя как заведение итальянской кухни, там должно быть 100 процентов итальянских блюд, а не две единицы», - уточнила она.

Кроме того, по мнению Айнур Утешевой, в критериях необходимо обязательно предусмотреть наличие сертификата ХАССП на продукты, который сегодня хоть и работает, но считается необязательным.В случае, если одним из критериев будет требование сертификата на продукты, гарантирующего безопасность и отсутствие ГМО, рестораны, кафе и бары, по мнению представителя бизнеса, будут вынуждены тщательно подходить к поставщикам продукции, смотреть, что покупают, избегать просроченной продукции. Это будет двойная стимуляция бизнеса, как сельского хозяйства, так и общепита. По словам представителя рестораторов и отельеров, в Европе, России, Северной Хорватии ни одно заведение не купит продукт без сертификата, так как они отвечают за то, что готовят.

Представитель НПП считает, что критерии, то есть требования к точкам общепита, должны быть сокращены максимум до двух страниц и вывешены на сайте, то есть быть открытыми и понятными. Кроме того, Ирина Тюгина недоумевает, почему в комиссию по выставлению оценки заведения включили представителей акимата.

«Мы будем предлагать собрать рабочую группу, потому что в том формате, в котором сейчас предложен этот проект, он нас не устраивает. Мы не хотим, чтобы какая-то комиссия раздавала эти сертификаты, особенно после посещения субъекта и осмотра. То есть, здесь все будет зависеть от того, как я приму комиссию, если хорошо, будет один вариант, лояльное отношение, не приму хорошо, будет другой вариант. Во-первых, человеческий фактор в этом понимании должен быть исключен, в во-вторых, это оценивать должен профессионал, понимающий ресторанный бизнес изнутри», - добавила она в заключение.

Во всяком случае, 10 дней для отрицательного или положительного заключения по проекту у эксперта палаты есть.

Алина Альбекова

Теги:

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: