В государственном секторе процесс госзакупок и механизм наказания за допущенные нарушения понятен и регламентирован, чего нельзя сказать о квазигосударственном секторе, где вопрос остается открытым.
По данным депутата мажилиса Азата Перуашева, согласно отчету правительства об исполнении бюджета за 2015 год, в минувшем году общая сумма госзакупок составила 1,6 трлн тенге, а сумма выявленных нарушений составила 44,6 млрд тенге. За эти действия, по информации парламентария, к дисциплинарной ответственности привлечены 723 должностных лица, на 181 лицо наложены административные взыскания на сумму более 28 млрд тенге.
И если с закупками госструктур все предельно ясно, то в закупках нацкомпаний эта сфера требует законодательного регулированию, считает мажилисмен, и приводит в пример фонд национального состояния, где в минувшем году объем закупок составил 3,5 трлн тенге. При этом сумма выявленных нарушений неизвестна. Известно лишь то, что руководство компании, как отметил парламентарий, к наказанию 255 сотрудников отнеслось весьма лояльно.
"Что касается наказаний, то они вообще поражают своей лояльностью: три человека понижены в должности, 13 сотрудникам снижены премии, то есть премии за банальное воровство всё-таки выплачены, хотя и ниже чем другим, а 89 лиц получили выговоры. Остальным даже выговор не стали объявлять, отделались замечаниями и предупреждениями", - возмутился депутат.
Он возмущен тем, что ни одного административного, а тем более уголовного дела не заведено, "ни одного проворовавшегося "бизнесмена" от государства не обязали вернуть похищенные народные средства".
В "Самрук-Казына Контракт", который является "дочкой" фонда нацблагосостояния, с высказыванием депутата не согласны. В ответ на официальный запрос abctv.kz в компании привели аргументы в свою защиту.
Так, объем закупок "Самрук-Казыны" в 2015 году объем составил не 3,5, а 3,4 трлн тенге.
При этом 67% от этой суммы пришлись на закупки у субъектов государственных монополий - свет, вода, услуги связи и прочие услуги, также на закуп сырой нефти, газа, электроэнергии, подвижного состава, услуги транспортировки и переработки нефти, услуги локомотивной тяги, продукцию производителей холдинга, почтовые услуги и инвестиционные проекты "Самрук-Казына". Оставшаяся часть - 32% закупок - была проведена на площадке информационной системы электронных закупок.
"В 2015 году из рассмотренных 1808 обращений (предпринимателей) по 515 были выявлены нарушения по 409 закупкам, так как по одной определенной закупке поступает несколько обращений поставщиков. Сумма составила порядка 57 млрд тенге", - пояснили в "Самрук-Казына Контракт".
При этом к ответственности было привлечено не 255, как сказал господин Перуашев, а 276 должностных лиц. Однако в компании не уточнили, какое конкретно наказание они понесли. В "Самрук-Казына Контракт" пояснили, что 222 заказчика, зарегистрированных в информационной системе компании, объявили в 2015 году 75 тысяч закупок.
"С учетом такой большой разницы в количестве компаний и, соответственно, в количестве должностных лиц, ответственных за проведение закупок, сопоставление количества нарушений и привлечения должностных лиц к ответственности в государственном и квазигосударственном секторе не корректно", - считают в "дочке" фонда национального благосостояния, которая занимается вопросами закупок.
Что касается вопроса "лояльного наказания", то в "Самрук-Казына Контракт" отметили, что решение о выдачи, отмене или сокращении премий сотрудникам компаний фонда принимаются работодателем, то есть непосредственно руководством каждой из компаний, входящих в состав фонда национального благосостояния "Самрук-Казына".
Учитывая ситуацию, связанную с закупками в квазигосударственном секторе, мажилисмены считают, что эта сфера требует законодательного регулирования.
"Необходимо рассмотреть вопрос если не о разработке закона о закупках в государственном секторе экономики, то хотя бы о введении административной и уголовной ответственности должностных лиц нацкомпаний и госпредприятий за нарушения в сфере закупок путем внесения соответствующих дополнений в административный и Уголовный кодексы Казахстана", - отмечают члены фракции "Ак жол".
Саяжан Каукенова