Казахстан и Китай намерены ввести взаимный безвизовый режим сроком до 30 дней. По этому поводу в начале мая несколько десятков жителей Алматы высказались против визового режима с соседней республикой, устроив митинг в Центральном парке культуры и отдыха. Корреспондент inbusiness.kz поговорил с экспертами, чтобы узнать, оправданы ли политические и экономические страхи казахстанцев в связи с введением безвизового режима.
Море возможностей
Экономист Тимур Айсаутов считает, что объективно иметь такого торгового партнера, как Китай, всегда хорошо.
“Если рассуждать эмоционально и опираться на устоявшиеся десятилетиями фобии, страхи и стереотипы, то кажется, что Китай нас проглотит. С точки зрения экономики снятие лишних барьеров в торговле всегда плюс. Другое дело, что, может быть, у нас не такая сильная экономика, где-то мы не умеем торговаться и получать доступ на китайский рынок. Но это вопрос не к визовому режиму. Безвизовый режим у нас назрел давно. Все страны мира стараются быть ближе к крупным рынкам сбыта и потребления Европейского союза, Америки или Китая, и большинство монетизируют это. В нашем случае мы до сих пор не реализовали потенциал Китая как торгового партнера. Китайский рынок огромный, и многие проблемы лежат не в экономической плоскости, а в политической. Эти вопросы надо решать, и это вызов для нашего правительства”, – считает Тимур Айсаутов.
Экономист отмечает, что видит в таком сотрудничестве только плюсы. По его мнению, безвизовый режим между республиками активизирует экспорт, импорт и внешнеэкономическое сотрудничество с Китаем. По его словам, страхи, что Казахстан станет отправлять больше сырья в КНР, неоправданные. В числе других стран у Казахстана просто появится дополнительный клиент.
“Вне зависимости от того, что мы продаем, сырье или готовую продукцию, необходимо снимать барьеры во взаимной торговле. Зачастую эти барьеры не из-за экономических причин, а из-за политических моментов, недоверия. Думаю, что Китай – та страна, с которой надо быть осторожным. Она огромная и быстро и незаметно для себя может проглотить нас, это однозначно. Но необходимо выводить эту проблему в другую плоскость, нужна работа правительства, специальных органов, должна проводиться идеологическая, культурная работа, миграционная политика должна быть на контроле. Все, что необходимо для экономики, я думаю, надо стимулировать”, – сказал эксперт.
Экономист считает, что чем больше партнеров у Казахстана, в части как сбыта продукции, так и покупки товаров, тем больше альтернатив для выбора. Китай – это огромная страна и океан возможностей.
“Я считаю, что нам не надо опасаться политических рисков, не потому, что Китай представляет для нас угрозу. Для нас угрозу представляет неразумная и непоследовательная политика наших элит. После январских событий на высшем уровне было признано, что предыдущий режим был компрадорский, если новая власть будет более патриотичной и последовательной, то у нас есть шанс, что мы сможем отстоять свои интересы. А если мы продолжим предыдущую политику, то сольем свои интересы не только в отношении России и Китая, но и в отношении с Узбекистаном. Мы станем просто сырьевым придатком этих стран”, – отметил эксперт.
Тимур Айсаутов добавил, что главным плюсом для экономики от введения безвизового режима должно стать развитие въездного туризма, когда страну будут посещать 2-3 млн туристов в год.
“Мы должны научиться жить рядом с великой страной. Сегодня мы слышим инициативы по бойкотированию меры безвизового режима, это все последствия политики, которая формировала эти страхи на протяжении ста лет. Нужно жить не прошлыми страхами, а будущими целями. 2-3 млн китайцев – это 5-6 млрд долларов инвестиций в нашу экономику. Это инвестиции не в нефтегазовый сектор, от которого народ в лучшем случае получает 10%, а непосредственно в реальную экономику. Туристы приедут в гостиницы, рестораны, будут покупать сувениры и так далее. Сегодня многие страны видят в Китае ключевого партнера, и мы должны понимать, что под боком у нас огромный рынок сбыта и партнер, с которым мы могли бы создавать экономические проекты, а не закрываться”, – подытожил экономист.
Тарифы снизятся
Генеральный директор ТОО SevenR Logistics Оксана Сорокина отмечает, что сейчас на получение визы в Китай выстраиваются огромные очереди, так как страна недавно открыла границы. Виза требуется и водителям для доставки грузов. Так как она есть у небольшого количества дальнобойщиков, появилась категория водителей-перегонщиков, которые берут за транспортировку груза от 1 тыс. долларов и выше. Введение безвизового режима облегчит работу логистических компаний, и услуги перегонщиков больше не понадобятся, а следовательно, уйдет коррупционная составляющая.
“Кроме того, уйдет одна из проблем по части того, как доставлять грузы, как для импорта, так и для экспорта. У нас сейчас и так проблем хватает. Были проблемы и с границей, и с перегонщиками. Все, что сейчас происходит, сильно облегчает нам ситуацию. Это приведет к тому, что тарифы снизятся. А если мы говорим про экспорт, то это значит, что наша продукция станет более конкурентоспособной и востребованной. А если про импорт, то товар в магазинах для нас станет доступнее”, – сказала Оксана Сорокина.
Что касается вопроса, оправданны ли страхи, что Казахстан станет отправлять больше сырья в Китай, Оксана Сорокина добавила, что сырье в Китай отправляют не автомобильным транспортом, а железнодорожным. Тут виза не важна.
“Какое сырье мы отправляем в Китай? Зерно? Но оно идет не автомобильным транспортом, а железнодорожным. То, что касается металлов и ферросплавов, оно идет ж/д транспортом. Автомобильным транспортом чаще всего идут продукты питания и так далее. Естественно, от этого будет развиваться торговля. Наши товары будут больше представлены в Китае. У нас будет больше производства. Есть важный момент. Сейчас нам хотя бы сырье продавать, потому что бешеные расходы. А если мы говорим, что у нас снижаются расходы на логистику, то люди, вполне возможно, смогут найти средства, чтобы делать готовую продукцию и отправлять ее”, – считает гендиректор.
Читайте по теме:
Зеленый коридор для скоропортящейся продукции на таможне превратился в красный – мажилисмен
Контракты на 565 млн долларов подписали Казахстан и Китай
Поменяется ли позиция Китая в отношении российско-украинского конфликта?