О том, ожидаются ли какие-либо изменения в мировой политике, почему Китай все больше дистанцируется от своего главного экономического партнера – США, кто кем недоволен и как геополитическая ситуация скажется на Казахстане, inbusiness.kz рассказал главный эксперт Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК, востоковед Адиль Каукенов.
По мнению эксперта, особых изменений в мировой политике не будет, а то, что Си Цзиньпин будет избран вновь, было известно давно.
"Более пяти лет назад были внесены необходимые поправки в Конституцию КНР, по которым стало понятно, что председатель Си Цзиньпин на пленуме будет утвержден на новый срок. А Всенародное собрание народных представителей (ВСНП) как орган, который является своего рода парламентом Китайской Народной Республики, лишь завершает процедуру выхода председателя на третий срок. Поэтому здесь никакой сенсации нет. Каких-то тотальных изменений не ожидается. Но другое дело, что сам Китай находится в процессе достаточно серьезных реформ в плане управления страной, идет реформа госсовета, высшего органа КНР. Добавляется ряд изменений. Полный документ изменений будет доступен по окончании текущих двух сессий ВСНП", – подчеркивает он.
Китай, отмечает эксперт, придерживается преемственности курса, реформы проводит планомерно, любит долгосрочное планирование. У них имеются четкие планы на 2029 год, 2035 год, серьезные задачи по завершению реформирования на 2049 год. А в ВСНП лишь принимают очередной пакет запланированных реформ.
Американо-китайский трек – это отдельная история, и в ней, по словам эксперта, главный недовольный – это Соединенные Штаты Америки (США).
"Недовольны уровнем сотрудничества США и Китая по простой причине. Товарооборот между этими двумя странами в пользу Китая, причем значительно. Еще момент, который не устраивает, это то, что Китай не просто вторая экономика мира, а уже по ряду позиций обходит США. К 2030 году ожидается, что при такой же тенденции он станет равным США. Поэтому на китайские компании накладывают санкции. Например, на Huawei. Тут до сих пор у Китая есть вопросы. Эта компания – флагман китайской экономики. Сам Китай все время предлагает варианты, как бы остановить раскол. Тем не менее именно со стороны США это давление продолжается. В прошлом году был скандал, тридцать человек из США посетили Тайвань. Но не было такого, чтобы представитель Китая посетил какой-нибудь регион, который вызывает напряжение в США, и, несмотря на протест, посетил и поддержал, предположим, сепаратизм там. Такого мы не видим. Поэтому здесь не Китай отказывается от США, а США отбрасывают от себя Китай. И эта тенденция будет продолжаться. От этого никуда не уйти, потому что США не собираются помогать расти своему экономическому и геополитическому конкуренту. Они хотят, чтобы этот рост остановился", – считает Адиль Каукенов.
Что касается российско-украинского конфликта, говорит он, позиция Китая не меняется с 2014 года.
"Китай был всегда против односторонних санкций. Потому что он сам является страной, на которую накладываются санкции. Я понимаю, что в Казахстане очень часто мы смотрим на мир чужими глазами: кто-то – глазами Запада, другие – глазами России. Но Китай на все это смотрит через свою политику, ему не выгодно, чтобы на страны накладывали односторонние санкции. Прежде всего, с Западом такие проблемы", – говорит эксперт.
Главным партнером КНР являются США, Европейский союз, Россия, далее страны Ближнего Востока, Африка, Латинская Америка. Один из крупнейших партнеров – Россия. В прошлом году, по данным эксперта, санкции на Россию увеличили поставки товаров из Китая, товарооборот у них с РФ вырос почти в два раза, в этом году тоже наблюдается значительный рост, прогнозируется, что будет и дальше увеличиваться.
"В апреле прошлого года председатель Си Цзиньпин высказал идею концепции глобальной безопасности. В этом году ее опубликовали, и отдельно, в рамках этой концепции, был презентован план урегулирования украинского кризиса. Китай называет конфликт украинским кризисом. И вот он предложил свой мирный план. Но там ничего нового, экстренного нет. То же самое, что всегда говорил. Что необходимо выйти на переговоры, отказаться от холодной войны и прекратить как можно быстрее кровопролитие. Эта позиция была и в 2014 году, и в прошлом году и остается на данный момент. Китайские представители неоднократно говорили о том, что очень важно, чтобы внешние силы – это НАТО прекратило свою экспансию расширения и остановило подбрасывание дровишек в котел других военных конфликтов", – отмечает он.
В частности, по его словам, Китай волнует то, что НАТО стремительно расширяется в Азиатско-Тихоокеанском регионе, уже находится на границе с Китаем.
"И там есть для него очень болезненный конфликт. Не только по вопросу Таиландского пролива, но и проблема на Корейском полуострове, Южно-Китайском море, оттуда уже на Ближнем Востоке. Он все это рассматривает в целом. Понятно, что в Китае США видят геополитического конкурента, неоднократно об этом заявлялось. Имеется ряд документов, акт, например, о геополитической конкуренции, где Китай называется главным противником США на ближайшие десятилетия. Соответственно, Китай не будет поддерживать Западный союз. Потому что он направлен прежде всего и против него", – рассказывает Адиль Каукенов.
Казахстану же, добавляет эксперт, главное придерживаться одного курса. Главное преимущество и сила Казахстана в том, что у него нет внешних врагов. Казахстанский нейтралитет является основой для того, чтобы в стране были мир и стабильность.
"Самое главное – возможность со всеми контактировать. У нас уже, несмотря на то, что в прошлом году было очень много апокалиптических сценариев, резко вырос товарооборот. Причем Казахстан стал импортировать, экспортировать товары, которые раньше не покупал, не продавал. Появились новые маршруты. В целом международная торговля Казахстана за прошлый год сильно выросла. Так как на постсоветском регионе ряд стран оказались втянутыми в конфликты, в частности Украина, Таджикистан, Кыргызстан, Армения, Азербайджан. Казахстан в этом плане стабилен, нейтрален, не ввязывается ни во что. Он сумел это все конвертировать в то, чтобы через нашу страну было выгодно отправлять товар, плюс Казахстан не присоединился ни к каким санкциям. За счет этого через Казахстан сейчас активно мы отправляем нефть в Германию, даже через трудопровод, который идет через Россию, используя Шелковый путь, через Каспий. Поэтому цифры товарооборота у Казахстана неплохо выросли", – заключил Адиль Каукенов.
Если удастся выдержать курс, то это укрепит позицию Казахстана как такового "золотого моста", уверен эксперт.
Читать по теме:
Война в Украине: Китай не поставляет оружие ни одной из сторон
Трамп заявил, что смог бы урегулировать ситуацию в Украине за 24 часа
Как Китай видит урегулирование российско-украинского кризиса