Министерство транспорта РК вносит важные изменения в правила оплаты на платных автодорогах республиканского значения. Теперь водители не будут платить за проезд по участкам, признанным дефектными.
Как отмечают в ведомстве, эта мера не только обеспечит справедливость для пользователей, но и будет стимулировать подрядчиков к своевременному ремонту.
Корреспондент inbusiness.kz узнавала подробности: как будут производится расчеты, каким образом будет работать новая система оплаты и фиксироваться состояние дорог.
Как сообщили в профильном ведомстве, оплата по новой системе будет приостанавливаться автоматически на тех участках, где выявлены дефекты дорожного покрытия. Это значит, что водители смогут оплачивать проезд только за те километры, где дорога соответствует нормативам.
"Состояние платных дорог будет контролироваться постоянно, с помощью инструментальных замеров и визуальных осмотров. Обращения водителей и данные дорожной полиции также будут учитываться. Факт наличия и протяженность дефектов будут фиксироваться специальной комиссией. На основе ее решения будет корректироваться алгоритм начисления платы", – отметили в минтранспорта.
Как только участок признают дефектным, оплата на нем будет приостановлена. Она возобновится только после того, как подрядчик устранит все недостатки и вернет дорогу в нормативное состояние.
В минтранспорта РК подчеркивают, что это правило не означает отказ от ремонта проблемных участков. Напротив, оно создает прямой финансовый стимул для дорожных служб. Если раньше плата взималась в полном объеме независимо от состояния покрытия, то теперь подрядчики будут терять доход до тех пор, пока не выполнят качественный ремонт. Эта мера обеспечит своевременность и оперативность работ.
Автоматический перерасчет
Для водителей внедряется автоматизированная система перерасчета. Если на 100-километровом участке 5 км признаны дефектными, плата будет начислена только за оставшиеся 95 км.
Проверить состояние своего счета можно будет по государственному номеру автомобиля или обратившись в круглосуточный контакт-центр АО "НК "КазАвтоЖол" по номеру 1403.
Новые правила вводятся с целью повышения качества дорог и прозрачности системы оплаты, что в итоге сделает передвижение по платным трассам Казахстана более комфортным и безопасным.
Идеальная дорога не должна иметь дефектов
Автоэксперт Арсен Шакуов считает новую инициативу спорной. По его мнению, сама идея платить за проезд по дефектной дороге — даже частично — противоречит стандартам безопасности.
"Как можно вообще ездить по дороге с дефектами? По стандартам, если есть яма глубиной более 5 сантиметров, трасса считается аварийной. По ней движение запрещено. Если мы выявили дорогу с дефектами, ее нужно не делать частично бесплатной, а закрывать, а владельцев привлекать к ответственности за то, что они не поддерживают ее в должном состоянии", — заявил Шакуов.
Эксперт уверен, что все платные трассы по закону должны быть идеальными.
"Если на трассе хоть на один сантиметр есть яма, я считаю, что за проезд по ней платить не надо. А если нет оперативного бесплатного объезда, то она вообще не должна быть платной", — подчеркнул он.
Арсен Шакуов также поднял вопрос о законности большинства платных трасс в Казахстане, указывая на отсутствие альтернативных маршрутов. Он выразил сомнение в том, что механизм расчетов будет работать эффективно, и предположил, что новая мера может быть попыткой снизить социальное напряжение, не решая проблему качества дорог кардинально.
Впрочем, как будет работать новая система на практике и сможет ли она действительно решить проблему некачественных дорог, покажет лишь время.
Читайте по теме:
Плату за проезд по дорогам Казахстана пускают в "свободное плавание"