Как интегрировать особенного ребенка в обычную школу?

4624

Инклюзивное образование в Казахстане глазами мамы особенного школьника.

Как интегрировать особенного ребенка в обычную школу? Фото: Ирина Абрамова

В Казахстане инклюзивное образование поэтапно внедряется с 2011 года. Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Всего в Казахстане детей с инвалидностью школьного возраста почти 133 тысячи. Не все они могут посещать специальные или обычные школы. Поэтому в них ходят, по информации Национального научно-практического центра развития инклюзивного и специального образования, только чуть более 122 тысяч детей. Еще часть обучается на дому. Что тормозит повсеместное внедрение инклюзии в казахстанских школах и почему так сложно обучать особенного ребенка, на примере одной семьи разбирался inbusiness.kz.

Жительница Шымкента, активистка, общественница и мама особенного мальчика Жанель Жумалинова вспоминает, как она радовалась, что ее 8-летний Султан с последствиями нейроинфекции сможет ходить в обычную школу рядом с домом. Правда, уже при знакомстве с тьютором выяснилось, что пользоваться педагогу-помощнику практически нечем. Никаких специальных пособий для обучения мальчика с таким неординарным восприятием окружающего мира нет.

"Ребенка сначала определяют в школу, а потом школа дает объявление, что нужен ассистент для особенного ребенка, потом идет конкурсный отбор. Кандидаты проходят тестирование, после него приходят в школу. И тут пробел, пробел министерства, потому что у тьюторов  должна быть индивидуальная программа, педагоги все должны знать, как с таким ребенком работать, как его принять, как его интегрировать в социум. Получается, что педагогов не учат этому. Есть курсы, которые можно пройти по желанию, они стоят 50 тысяч тенге. То есть я сама такие курсы закончила, но зачем это школьным педагогам? То есть вроде бы внедрили инклюзив, запустили, но методику не дали",  говорит мама особенного ребенка Жанель Жумалинова.

Педагог-помощник 2-классника Султана, Нуридида Махмудова рассказывает, что тьюторы получают намного меньше обычных учителей, потому что нагрузка в разы меньше. Но признается, что это лишь на первый взгляд, сложностей и трудностей в избытке.

"Я по образованию педагог. Но после рождения первого ребенка ушла в декрет и просидела в итоге дома 21 год. С Султаном мы быстро нашли общий язык. Мне с ним не трудно. Я больше переживала, найдем ли мы взаимопонимание с мамой. Но все сложилось хорошо. Сейчас Султан называет меня мамой тоже. Наш первый совместный урок он смог просидеть всего 20 минут. А теперь во 2 классе он уже выдерживает 2,5 часа занятий. В нашей школе, помимо Султана, еще три особенных ребенка учатся – в 1-м, 3-м и 4-м классах. У каждого есть тьютор. И, конечно, нам нужна методика взаимодействия с такими детьми",  считает тьютор Нуридида Махмудова.

"Она у нас добрый полицейский, а я – злой полицейский,  смеется Жанель,  поэтому, если он в классе писать не хочет, сразу Нуридиду-апай целует. Тогда она пишет его рукой. К нему нельзя применять методы, которые допустимы с обычными детьми, иначе он вообще в школу не пойдет. Потом мы сталкиваемся с проблемой, когда родители здоровых детей начинают жаловаться на поведение особенного ребенка. Причем бегут не к директору, а сразу в прокуратуру. Пока идет разбирательство, пока им объяснят, что особенный ребенок имеет право учиться в этом классе и он там законно, ребенок теряет время",  поясняет мама особенного ребенка.

Чтобы дать родителям, педагогам-ассистентам и обычным школьным учителям в руки удобную и понятную методику взаимодействия с особенными детьми, Жанель создала целую серию методических пособий под общим названием "Особенный Я". Говорит, каждая страница буквально выстрадана и написана ею совместно с сыном. Это, признается, он объяснил, как именно особенные дети учатся, к примеру, считать.

"Султан написал вместе со мной программу свою так, как он видит арифметику, счет и математику для первых классов. У нас получилось восемь книжек. И это адаптированная разработка, как раз-таки под его учебную программу. К примеру, такие дети не могут сразу понять, что 5 – это и 5 карандашей, и 5 ручек, к примеру. Для особенного ребенка это все разные вещи, которые требуют постепенного и поступательного разъяснения. А теперь Султан отлично считает. Он знает, на каком этаже наша квартира, какой номер дома или школы. Он отлично знает дорогу домой. Это огромное для нас достижение",  признается Жанель Жумалинова.

Серия книг "Особенный Я" состоит из 5 блоков, которые охватывают все сферы жизни особенного ребенка и являются готовым механизмом для слаженной работы коллектива школы с другими ведомствами, адаптированный под наши реалии, целью которого является поэтапное интегрирование ребенка с особенностями в развитии в социум. И от того, насколько он будет эффективен, настолько в будущем зависит полноценная жизнь такого ребенка – от получения им профессии до возможности работать и быть самодостаточным гражданином.

 "Моя миссия – изменить сознание граждан в отношении детей с особенностями в развитии, сломать устойчивые стереотипы, присущие нашему обществу. Дети с инвалидностью имеют право жить, они имеют право жить так, как все. Они разные, они равные. Моя задача – создать экосистему, в которой матери детей с инвалидностью, носящие статус опекуна, смогут найти свое место. Каждая такая женщина до рождения ребенка имела профессию и зарабатывала. И в один миг стала существовать лишь на пенсию опекуна. Это и есть социальное неравенство, с которым сталкивается такая женщина. И лишь единицы найдут денежные средства на переквалификацию, получение новой профессии и возможность работать",  говорит мама ребенка с инвалидностью.

Несколько лет назад Жанель создала сайт для мам особенных детей, где они общаются, делятся радостями и находят поддержку друг у друга. Теперь написанные и презентованные учебно-методические пособия Жанель предлагает опубликовать за счет меценатов и чтобы именно они или он раздали бесплатно эти книги педагогам, родителям и тьюторам. Активистка признается, что связываться с государством не хочет во избежание бюрократии.

"Когда у тебя ребенок-инвалид, тебе на каждом этапе его жизни, развития и взросления необходимо становиться каким-то новым специалистом, новые какие-то свои таланты, возможности открывать и заниматься чем-то новым. То есть, когда он был парализован после  отека головного мозга, мы занимались только реабилитацией. Я научилась делать все  от массажа до капельницы. Поставила на ноги, теперь мне нужно интегрировать его в социуме, чтобы он мог обучаться, жить полноценной жизнью. Поэтому я пошла учиться на педагога-дефектолога, поэтому я взялась за написание этих книг",  резюмирует Жанель.

Читать по теме:

Инклюзивное образование в Казахстане

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться