Как из-за "экологии" в Казахстане может подорожать электричество

3863

В Казахстане готовится к принятию главный природоохранный документ страны – новый Экологический кодекс. 

Как из-за "экологии" в Казахстане может подорожать электричество

Документ нацелен на то, чтобы улучшить состояние окружающей среды в стране через наложение экообязательств на промышленные предприятия. Вот только в конечном итоге это может ударить по карману простых потребителей. О том, как законопроект может сказаться на тарифах и повлиять на три ключевые отрасли экономики, читайте в материале NUR.KZ.

Что нужно знать о проекте нового Экокодекса

Инфографика Nur.kz

Одно из главных обязательств, которые накладывает документ, – внедрение наилучших доступных технологий (НДТ). Норма не является новой, она предусмотрена и в действующем Экокодексе, однако теперь требования будут ужесточены. Так, внедрение НДТ будет обязательным для объектов I категории – крупных компаний-недропользователей, тепло- и энергостанций, заводов и фабрик.

Согласно проекту документа, действующим крупным промышленным предприятиям будет предоставлен переходный период. Неисполнение требований чревато повышенными ставками платы, которые, начиная с 2025 года, будут увеличиваться в два, четыре и восемь раз.

Теплоэнергетика

Объекты теплоэнергетики – это по большей части предприятия первой категории, для которых некоторые принципы нового Экологического кодекса уже действуют.

"Влияние окажут принципы документа № 3 и № 5: внедрение НДТ и создание автоматизированной системы мониторинга выбросов. Это очень капиталоемкие проекты. А вот принцип № 4 (направление платы за эмиссии на экологические мероприятия) должен способствовать природопользователям в их стремлении соответствовать новым требованиям экостандартов", – утверждает начальник управления охраны окружающей среды АО "Алматинские электрические станции" Рамиль Галиев.

 Он также отмечает, что новые экостандарты ударят по карману предприятий отрасли.

"Когда в 2007 году был введен новый, ныне действующий кодекс и соответствующие ему экостандарты, АО "АлЭС" провело большую работу для соответствия им и выполнило свою задачу. Чтобы соответствовать вновь вводимым экостандартам нового Экологического кодекса 2021 года, нужны значительные капитальные затраты, которые будут зависеть от принятых в нем норм – норм ЕС или норм, соответствующих нашим экономическим и технологическим возможностям. Например, по модернизации ТЭЦ-2 капитальные затраты составят в интервале от 99 до 560 млрд тенге в зависимости от выбора варианта и достижения выбранных экологических норм", – делится подсчетами представитель предприятия.

По его словам, учитывая дороговизну проектов, компании не в силах реализовать их самостоятельно, и для покрытия затрат без вливаний из республиканского бюджета или изменений в тарифной политике не обойтись.

"Модернизация ТЭЦ-2 отразится на тарифах на тепло и электричество для горожан, которые могут значительно вырасти, так как увеличатся затраты на производство и, соответственно, себестоимость продукции", – говорит специалист.

По его мнению, кроме поддержки из бюджета необходимы и другие экономические механизмы финансирования проектов, но тот же поиск потенциальных инвесторов без ясных способов реализации проектов невозможен.

"Инвесторов интересуют сроки и надежность возврата инвестиций, проект, который реализуется только за счет тарифа, для них малопривлекателен. Как известно, энергетическая отрасль характеризуется длительными сроками окупаемости, поэтому без помощи государства и инвесторов их реализовать тяжело", – акцентирует спикер.

Он также уточняет, что в тарифы включаются все затраты, понесенные предприятием. Если предприятие несет убытки, то это приводит к увеличенному износу оборудования, авариям и впоследствии к остановке.

"Случаи, когда замерзали города из-за отсутствия средств у энергетиков, в нашей истории есть", – напоминает Рамиль Галиев.

При этом соблюдение экостандартов – важная норма для предприятий, и экологическая безопасность – это наша ответственность перед будущими поколениями, подытоживает он. Однако важно найти компромисс между качеством среды обитания и социально-экономическими условиями жизни населения.

"Высокие стандарты по экологии требуют соответствующих технологий и финансирования, которые возможны только при наличии крепкой экономики", – заключает Рамиль Галиев.

Горно-металлургический комплекс

Модернизация производства для соответствия высоким стандартам стран ОЭСР путем внедрения НДТ и перехода на комплексные экологические разрешения (КЭР) – обязательство, которое Экологический кодекс накладывает и на отрасль ГМК. Здесь затраты на эти цели также грозят влететь "в копеечку".

"Новые экообязательства потребуют больших инвестиций в отрасль. По нашим предварительным расчетам, на первом этапе внедрения НДТ (10 лет) на горно-обогатительном комплексе и металлургическом переделе сумма расходов составит порядка 700,0 млрд тг", – говорит председатель правления АО Kazakhmys Copper Бахтияр Крыкпышев.

По словам представителя отрасли ГМК, внедрение экостандартов смогут позволить себе только высокорентабельные предприятия, и то поэтапно.

"Большинство наших предприятий эксплуатируются более 30 лет, и сегодня мы прилагаем все усилия для их безубыточной эксплуатации и сохранения рабочих мест. Так что внедрение экостандартов для данных предприятий очень проблематично. Это отрицательно скажется на обновлении оборудования и социальных проектах, реализуемых за счет этих предприятий", – считает эксперт.

По его мнению, принятие новых экостандартов приведет к тому, что все инвестиции компаний должны будут направлены только на реализацию экологических проектов. При текущем износе оборудования в отрасли это приведет к ее полной деградации и дальнейшей остановке, утверждает он.

Здесь также не удастся избежать роста капитальных затрат из-за модернизации производства, однако увеличения себестоимости основной продукции не прогнозируется.

"Но, учитывая то, что инвестиционная составляющая включена в стоимость электрической и тепловой энергии, производимой и транспортируемой предприятиями нашей компании, то соответственно увеличится стоимость производства энергии и тарифов. Так, к примеру, по энергетической отрасли холдинга внедрение норм нового Экокодекса в конечном итоге приведет к росту тарифов на тепло и электроэнергию при внедрении НДТ как минимум на 40%", – говорит Бахтияр Крыкпышев.

Но это еще не все. С принятием документа существенно повысятся платежи за эмиссии в окружающую среду для тех объектов, кто не сможет получить в обозначенные сроки комплексное экологическое разрешение.

 

"Платежи будут повышаться в геометрической прогрессии каждые три года, что в конечном итоге заставит производство внедрить НДТ и перейти на КЭР либо закрыть производство при невозможности последнего. В условиях эксплуатации производств с 1940-х годов не на всех производственных объектах представляется возможным внедрить НДТ", – уточняет спикер.

С принятием нового ЭК также предусматривается увеличение адмответственности за правонарушения в области охраны окружающей среды. С учетом того, что не все смогут одномоментно соответствовать высоким стандартам кодекса, то это также не лучшим образом скажется на производстве, уверен эксперт.

При худшем сценарии высокие экологические штрафы приведут к банкротству предприятий.

Что касается господдержки, то механизм, который сегодня предусматривает документ, по мнению эксперта, несовершенен. К примеру, в странах ОЭСР предусмотрена экономическая поддержка производств по внедрению финансово затратных экостандартов через налоговые льготы, механизм ускоренной амортизации оборудования или выделение кредитов по выгодным условиям. В Казахстане же вся поддержка упирается в освобождение от платежей за эмиссии, сумма которых покроет не более 5-6% затрат. 

"В этой части необходима доработка документа на примере мирового опыта с включением господдержки при проведении экологической реформы. Внедрение экостандартов, принятие нового ЭК, безусловно, является важным для нашей страны, для нашего народа, это поможет внедрить более чистое производство, но в условиях мирового кризиса данные цели будут практически неосуществимы", – заключает представитель отрасли ГМК.

Нефтегазовый сектор

Для нефтегазового сектора в проекте Экокодекса предусмотрены отдельные нормы по регулированию специфических вопросов данной отрасли. Так, например, это касается обращения с серой и закачки воды в целях поддержания пластового давления. Однако, по словам генерального директора Казахстанской ассоциации региональных экологических инициатив ECOJER Рустема Кабжанова, эти нормы предусмотрены не в целях ужесточения требований, а для урегулирования специфических моментов данной сферы. Эксперт отмечает, что они направлены на достижение международных стандартов.

"Нормы проекта дают старт для выхода предприятий на международный уровень. И те, кто уже давно шагнул вперед по этой лестнице, им легче будет соблюдать требования нового Экокодекса. Трудности будут испытывать старые месторождения, которые прошли пик добычи и которые имеют высокую себестоимость", – отмечает Рустем Кабжанов.

По данным эксперта, расходы на внедрение НДТ в нефтегазовой отрасли на ближайшие 10 лет могут составить 1,2 трлн тенге. Это примерная цифра, подсчитанная НПП РК "Атамекен" и ассоциацией KAZENERGY в сравнении сегодняшнего технологического оснащения компаний с требованиями европейских и российских справочников. Но без конкретных требований справочника НДТ подсчитать точную сумму невозможно.

"Сегодня мы можем только составить план, какие объекты необходимо модернизировать, какие установки нужно поменять. А посчитать мы сможем только тогда, когда будет готов национальный справочник по НДТ, и мы увидим пределы, которых должны будем достичь. Т. е. какой фильтр надо установить, какой технологический метод требуется использовать – это все зависит от тех предельных значений, которые справочниками по НДТ будут установлены для конкретной отрасли", – разъясняет спикер.

Одно очевидно, утверждает он: переход на НДТ потребует определенных расходов.

"Это будет затратно, так как в Казахстане отсутствуют собственное производство установок очистки, собственные методы и методологии, естественно, все это будет закупаться за рубежом. Стоимость таких установок будет зависеть от производителя, технической характеристики эффективности, качества и надежности. Так, у наших соседей перевод Московского НПЗ на НДТ за 10 лет (с 2010 по 2020 г.) потребовал инвестиций в размере 210,2 млрд тенге. Однако, какие расходы будут в Казахстане, пока нельзя сказать точно, потому что нет анализа технологического оснащения компаний, нет понимания, каким нормативам нужно соответствовать", – говорит эксперт.

Как следствие – неизбежен рост стоимости продукции, ведь затраты на модернизацию будут требовать возврата. А это, как следствие, окажет влияние на тариф. Однако, в то же время, по его мнению, такая модернизация необходима, и экономическому блоку правительства следует активнее вовлекаться в процесс проводимой экологической реформы, чтобы оценить, где и в каких случаях государству придется поддержать частный сектор.

Вместе с тем спикер не исключает, что меры по ужесточению экостандартов в долгосрочной перспективе себя оправдают.

"Отдельные эксперты говорят, что газификация г. Алматы приведет к росту тарифа в 2-2,5 раза. Но опять же нет учета затрат на лечение болезней, связанных с низким качества воздуха в городе.  Нужно смотреть на проблемы в комплексе, учитывая не только прямые затраты, но и косвенные", – отмечает Рустем Кабжанов.

Эксперт также уверен, что государство не должно повышать планку, выше которой компании прыгнуть не смогут. Пока же предусмотрена одна мера поддержки – обнуление ставки платы за эмиссии, но этого недостаточно, считает глава ассоциации ECOJER.

"Для качественной модернизации и внедрения лучших мировых практик однозначно требуется больше мер поддержки, чем одно обнуление ставок. Необходимо развивать инструменты "зеленого" финансирования и фондирования, привлекать "зеленые" инвестиции именно в те сектора, экологизация которых необходима нашей стране", – делится мнением он.

В случае если предприятия не потянут расходы на экостандарты, это чревато плачевными прогнозам, считает эксперт. 

"Думаю, ответ тут очевиден: падение добычи нефти, сокращение персонала предприятий, сокращение доходов у смежных компаний, осуществляющих сервисные услуги, сокращение поступлений в государственный бюджет и Национальный фонд. Но объективно пока нет таких ярких и неоспоримых негативных факторов, чтобы подтверждают столь негативные сценарии", – резюмирует Рустем Кабжанов.

Вывод

Для каждой из трех отраслей в новом Экокодексе, согласно специфике деятельности, предусмотрены свои нормы и стандарты. Но, как видно, для каждой из них эти обязательства значат одно и то же – повышение затрат, ведь технологии стоят денег, и речь идет о многомиллиардных суммах, которые могут стать нагрузкой для системообразующих предприятий страны. Никто не отрицает, что забота об экологии – дело благое, вот только даже в таком благом деле важно не перегнуть и не навредить экономике страны.

Сегодня, в условиях мирового кризиса, кажется уместным для начала стабилизировать экономику, наладить инвестиционный климат и только потом браться за экологические вопросы. А с учетом рисков, озвученных экспертами, есть смысл перенести сроки рассмотрения и принятия нового Экологического кодекса.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться