Как Казахстан будет бороться с контрабандой из стран ЕАЭС

6371

Прорабатываются вопросы увеличения штрафов и введения уголовной ответственности.

Как Казахстан будет бороться с контрабандой из стран ЕАЭС

О необходимости ужесточения мер ответственности для борьбы с экономической контрабандой и о внедрении цифровых решений, которые помогают отслеживать перемещаемые товары, в ответе на запрос сенаторов рассказал министр финансов Ерулан Жамаубаев, сообщает корреспондент inbusiness.kz.

Разграничить понятия и ужесточить ответственность

Министр отметил, что в 2017 году были внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты и в два раза оказались увеличены пороговые значения для наступления уголовной ответственности за контрабанду. Крупный размер вырос с 5 тыс. до 10 тыс. МРП, особо крупный – с 10 тыс. до 20 тыс. МРП. За счет увеличения порогов в 4,5 раза сократилась регистрация случаев экономической контрабанды: с 256 фактов в 2015 году до 58 – в 2022 году. На сегодня при стоимости контрабандных товаров менее 26,5 млн тенге ответственность рассматривается только в административном порядке. Как следует из сложившейся практики, "контрабандисту" грозит лишь уплата минимального штрафа, в среднем 132 тыс. тенге. Кроме того, из Кодекса об административных правонарушениях исключили меру наказания в виде "конфискации" за недостоверное декларирование (недекларирование) товаров. При совершении аналогичного нарушения, согласно статье 234 УК РК, предусмотрена мера наказания за совершение экономической контрабанды в виде уплаты штрафа в размере до 3000 МРП либо исправительные работы, а также арест, без наказания в виде лишения или ограничения свободы.

"Эти обстоятельства указывают на необходимость ужесточения ответственности за контрабанду. В настоящее время проработка данного вопроса находится на рассмотрении в министерстве юстиции, его планируется вынести на рассмотрение межведомственной рабочей группы в июле текущего года. Также в министерство внесены соответствующие предложения по усилению ответственности и снижению порогового значения по статьям 234 и 236 УК. Уже получено концептуальное одобрение заинтересованных государственных органов в части расширения института кратных штрафов, которые вошли в законопроект, находящийся на рассмотрении в мажилисе", – пояснил министр.

Кроме того, согласно ответу Жамаубаева, прорабатывается вопрос о введении уголовной ответственности за незаконный вывоз с территории РК стратегически важных товаров, в том числе нефтепродуктов и сжиженного газа, путем дополнения Уголовного кодекса. Но в то же время министр добавил, что статьи 234 и 236 УК применяются только при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС, где предусмотрено таможенное декларирование. Если товары перевозятся через внутренние границы со странами ЕАЭС, данные нормы не применяются. Но для защиты экономических интересов страны органами государственных доходов на границе со странами ЕАЭС осуществляется мониторинг перемещаемых грузов.

Информационные системы и навигационные пломбы

По данным министра, для противодействия теневому обороту товаров народного потребления на государственной границе со странами ЕАЭС внедрена Национальная система прослеживаемости, которая представляет собой комплекс информационных систем, направленных на обеспечение прослеживаемости товаров по всей цепочке перемещения – от импорта (производства) до его реализации или экспорта. Документальная прослеживаемость производится в системах "Астана-1", "Электронные счета-фактуры" с модулем "Виртуальный склад" и выводом товара из оборота через онлайн-ККМ.

"С момента внедрения ИС "Астана-1" выпущено более 4,6 млн таможенных деклараций, из которых 82% в автоматическом режиме. Совместно с главным таможенным управлением Китайской Народной Республики ведутся работы по организации информационного обмена с использованием защищенного канала связи. Разработана модель по автосопоставлению экспортных деклараций из КНР с декларациями на товары РК", – отметил министр.

По результатам мониторинга на территории РК проводятся тематические налоговые проверки по соответствию перевозимого груза сведениям в товаросопроводительных документах. Так, в 2022 году проверено 10% от всех грузовых автотранспортных средств, проследовавших из Кыргызстана, в 68% случаев выявлены незаявленные товары (электронные сигареты, майнинговые оборудования, поддельные акцизные марки, а также товары двойного назначения без разрешительных документов). С начала текущего года проверено всего 2% от всех грузовых автотранспортных средств, в 58% случаев выявлены незаявленные товары.

Как указано в ответе, в настоящее время на постоянной основе осуществляется ежедневный обмен сведениями из электронных счетов-фактур, а также поддержана инициатива Кыргызстана по применению навигационных пломб, которые позволяют отслеживать перемещение товаров в режиме реального времени и направлены на исключение фактов лжетранзита. Учитывая положительную динамику выписки ЭСФ киргизскими экспортерами, количество проверок в среднем сокращено до 2% от всех грузовых автотранспортных средств, проследовавших из этой страны.

"Также в отношении товаров, по которым введен запрет на ввоз, определены товары прикрытия, которые с достаточной степенью вероятности могут быть указаны в товаросопроводительных документах вместо товаров, запрещенных к ввозу. К примеру, на сегодня установлены четыре факта попытки ввоза 114,5 тонны пшеницы автомобильным транспортом. Для предотвращения теневого оборота зерна прорабатывается вопрос применения минимального уровня цен при импорте из стран ЕАЭС, а также применения навигационных пломб для отслеживания перемещения зерна, которое позволит определить фактического получателя", – отметил Жамаубаев.

Кроме того, одним из этапов прослеживаемости товаров  является введение в действие обязательства по оформлению сопроводительной накладной на товары (СНТ) для экспорта и импорта в рамках торговли со странами ЕАЭС, она оформляется в информационной системе, что позволяет автоматизировать процесс контроля за перемещением товаров.

"Внедрение обязательного оформления СНТ является наиболее действенным инструментом контроля, так как оформляется до пересечения границы посредством подписания электронной цифровой подписью, что позволяет идентифицировать отправителя и получателя грузов. Таким образом, исключается ввоз товаров в адрес фиктивных получателей. Контроль перемещения товаров в ИС ЭСФ осуществляется посредством системы управления рисками. Вводимая норма позволит эффективно противостоять угрозам экономической и национальной безопасности страны", – подвел итог Ерулан Жамаубаев.

Ранее сообщалось, что в запросе сенатор отметил: недобросовестные налогоплательщики остаются безнаказанными, в бюджет не поступают налоги, которые можно было бы направить на финансирование социальных проектов. И основной проблемой является бесконтрольный ввоз зерновой продукции. Импорт и контрабанда из Казахстана помогают россиянам не замечать санкции.

Читайте по теме:

Сенатор рассказал о схеме нелегального ввоза пшеницы из России

Пограничники задержали крупную партию сигарет, которую везли из Кыргызстана

Теневой ювелирный рынок Казахстана оценивается в 30 млн долларов в год
 

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться