По итогам первого полугодия 2024 года Костанайская область на 12-м месте среди регионов страны по ВРП на душу населения. По данным бюро нацстатистики, по итогам 2023 года костанайцы были на 10-м месте с 5,6 млн тенге на душу. Ежегодно область наращивает размер ВРП до 1 млн тенге на душу населения, сообщает inbusiness.kz.
В масштабах страны такой результат не самый хороший. Средний показатель ВРП по Казахстану по итогам 2023 года составил 6 млн тенге на душу населения. Костанайская область отстает от средней "температуры" с 1999 года (данные бюро нацстатистики). Разрыв порой сокращается до 200 тыс. тенге на душу населения, но за все прошедшие годы среднереспубликанский показатель так и не был преодолен. Теперь, когда в регион заходят крупные инвесторы с проектами в перерабатывающей промышленности, власти Костанайской области ставят задачу войти в тройку регионов-лидеров по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции. А значит, и ВРП должен заметно вырасти.
Делаем ставки
Аким Костанайской области Кумар Аксакалов, выступая на встречах с населением в районах и городах, перечислил множество проектов. Инвестиции исчисляются сотнями миллиардов тенге. В частности, на встрече в Рудном глава региона назвал 13 промышленных проектов, суммарная стоимость которых составляет сразу 1,2 трлн тенге. Также он озвучил перечень крупных проектов в области переработки сельхозпродукции и сфере производства продуктов питания. Здесь речь о четырех проектах и целом списке молочно-товарных ферм. Общая сумма инвестиций по этому направлению – еще около 59 млрд тенге.
Часть ожидаемых инвестиций уже пришла в регион и предприятия заработали. В пример можно привести производство некоторых брендов автомобилей, запуск чугунолитейного завода, строительства ряда молочно-товарных ферм. Однако по значительному числу проектов дата ввода в эксплуатацию еще не назначена. Их реализация на стадии разработки ТЭО, построения финансовой модели и т. д.
Из 13 проектов половину заявили в области машиностроения. Это линии по производству отдельных марок авто и автокомпонентов. Причем завод автокомпонентов в регионе строят, но партнеров-инвесторов еще ищут. Как отмечают специалисты отрасли, вопрос в масштабах производства. Ставить линию на пару тысяч кресел или пружин экономически неэффективно. Чтобы сделать продукт конкурентоспособным, производитель должен выигрывать в себестоимости за счет масштаба.
Костанайские автозаводы пытаются форсировать процесс, потому что имеют обязательства в рамках соглашений о промсборке. Уровень локализации должен расти, как по часам. В плановом списке есть перечень комплектующих, старт выпуска которых позволит решить задачу. Но здесь нужно учитывать и пожелания иностранных партнеров в части высокого качества выпускаемого продукта.
О необходимости создания кластера по производству автокомпонентов корейские инвесторы говорили еще год назад на инвестиционном форуме, где и объявили о своих планах по строительству завода KIA в Костанае. Инвесторы отметили, что если казахстанские предприниматели не смогут наладить производство нужных деталей, то партнеров для костанайского завода корейцы будут искать в России и Узбекистане.
Большие деньги, неясные сроки
Самыми крупными инвестпроектами, заявляемыми к реализации властями региона являются строительство завода горячебрикетированного железа (ГБЖ) в Рудном и сталеплавильного завода в Костанае. Их заявленная на сегодня суммарная стоимость составляет порядка 800 млрд тенге.
Практика строительства завода по производству редукторов главных передач ведущих мостов, показывает, что цифры могут вырасти. Если в 2022 году стоимость проекта, по официальным данным, составляла 82,5 млрд тенге, то озвучиваемая сегодня сумма равна уже 160 млрд тенге. Добавить денег пришлось по ряду причин, включая геополитическую ситуацию и последовавшую корректировку планов поставок оборудования.
Аналогичный пример по изменению инвестиционных планов можно привести и по заводу горячебрикетированного железа в Рудном. Инвесторы впервые заговорили о нем около 10 лет назад. Проект откладывали не раз.
Еще в 2017 году руководство предприятия признало, что без модернизации обогатительного передела и повышения содержания железа в окатышах к ГБЖ не перейти. Тогда только эти проекты в рамках подготовки к выпуску ГБЖ оценивали в районе 750-800 млн долларов или около 250 млрд тенге по курсу 2017 года.
Сегодня сам завод по выпуску горячебрикетированного железа обойдется примерно в 500 млрд тенге. Реализацию проекта ставят на 2028 год.
Своя выгода
Для местного бюджета запуск всех этих проектов будет означать кратный рост объемов налоговых поступлений. Только завод ГБЖ, по предварительным подсчетам, будет приносить государственной казне около 64 млрд тенге ежегодно.
Другой пример – сталеплавильный завод стоимостью 300 млрд тенге, который реализуют на базе уже существующего завода по выпуску металлопроката. По итогам 2023 года компания заплатила 19 млрд тенге налогов. С реализацией проекта и увеличением объемов производства объемы налоговых платежей вырастут в три раза.
"Мы рассчитываем войти в тройку лидеров по объемам промышленного производства. То есть должны будем производить свыше 4 трлн тонн промышленной продукции. ВРП Костанайской области с реализацией озвученных проектов вырастет практически в два раза. Поэтому нам надо быстрее выполнить намеченные планы", – отметил аким Костанайской области Кумар Аксакалов.
Озвученный список проектов не конечный. Непростая геополитическая ситуация оказывает свое влияние на Казахстан. Не всегда негативное. Часть российских промышленных компаний рассматривает возможность запуска производств на территории Костанайской области. Пока все на стадии обсуждения условий возможного сотрудничества, но интерес, безусловно, есть.
Для региона ключевой вопрос в том, сколько инвесторов дадут старт новым производствам в ближайшие 5-7 лет и как быстро предприятия выйдут на проектную мощность. Успех зависит от многих факторов, включая доступ к энергоносителям. В их числе газ. В этом смысле оперативная реакция со стороны государства на запросы бизнеса повлечет за собой не менее оперативную реализацию задуманных идей. В данном случае лакмусом степени заинтересованности Казахстана в развитии экономики энергодефицитной Костанайской области может стать строительство газопровода. На него, к слову, завязан и проект ГБЖ.
Читайте по теме:
Миллиарды на газ получила Костанайская область