По мнению наших экспертов рынка, рост цен на овощи произошел не из-за увеличившегося экспорта продуктов из Казахстана, как озвучивалось ранее. На это повлияли другие факторы. Что именно стало поводом для скачка цен, inbusiness.kz рассказал председатель правления Союза картофелеводов и овощеводов Казахстана Кайрат Бисетаев.
– Кайрат Серикбаевич, так в чем причина роста цен на данные овощные культуры?
– Отвечу на высказывания по поводу причин подорожания цен, что был большой экспорт, поэтому картофель сейчас дорогой. Но картофель, который ушел на экспорт осенью, зимой и весной, никакого отношения к июньскому обеспечению картофелем не имеет. Тот осенний картофель, мы его продаем до апреля включительно. Если по каким-то причинам он после апреля останется, то у нас начинаются проблемы с его хранением, поэтому мы его выбрасываем.
Картофель – он разный. Есть осенний, который мы убираем осенью и храним всю зиму и весну. Этим занимаются предприятия, которые выращивают этот овощ в промышленных масштабах. Они в основном сосредоточены на севере нашей страны.
Отмечу, что начиная с 2016-2017 годов мы впервые во всей истории Казахстана перестали зависеть от импорта картофеля. Если вы помните, раньше после Нового года у нас был картофель почти со всего мира. Завозили из Ирана, Пакистана, Китая, Кыргызстана, Узбекистана, Азербайджана, России, Белоруссии. Сейчас этого нет. Наши фермеры полностью обеспечивают страну. Это большое достижение всей страны, правительства, крестьян. Это в новейшей истории такой плюс государственной политики.
Причем большинство фермерских хозяйств Северно-Казахстанской области, которые выращивают в промышленных масштабах, – это с нуля созданные хозяйства. Картофелеводы, хвала и честь им за это, закрывают всю потребность. По всем технологическим нормам, которые были и есть, товар может храниться без потери своего качества 7-8 месяцев. Как раз в апреле время осеннего картофеля заканчивается, по всем канонам он свою роль выполнил, и в мае в Казахстан при наших природно-климатических условиях должен заходить ранний картофель. Ранний бывает заграничный и собственный. В это время всегда к нам приходил Узбекистан и продавал свой картофель. Их период – май-июнь. Во второй половине июля уже начинается картофель из южных областей Казахстана.
Климат у нас другой, поэтому мы не можем раньше. Но в этом году Узбекистан закрыл свой внутренний рынок, потому что всю зиму у них была беспрецедентно высокая цена. Они сидели на импортном картофеле отовсюду, и, когда пошел свой ранний картофель, цена не падала, потому что ажиотаж на рынке создался. Поднять всегда легко цену, а опустить тяжелее.
Идет большая инерция по цене, и, для того чтобы как-то сбить ее, они вынуждены были закрыть свой внутренний рынок, в том числе это и моркови касается. Они это сделали, и я их понимаю. Это, естественно, сказалось на нас.
В мае не сказывалось, потому что тогда был еще наш северный картофель, мы в этом году и май закрывали, многие хозяйства переложили овощи в холодильники и хранили. Но такое хранение дорого обходится. Кроме того, это для нас рискованно. Может в любой момент появиться ранний картофель, тогда тот не будет пользоваться спросом и придется его выбросить. Поэтому фермеры стараются сильно не рисковать. Тем не менее некоторые хозяйства рискнули, и в мае было нормально, но в июне уже не было картофеля.
А узбеки, повторюсь, закрыли рынок. И наш южный картофель не созрел, поскольку март был аномально холодным на юге.
– Какова в данный момент ситуация на рынке?
– Сейчас уже южный наш картофель пошел. До сентября на рынке полноценно властвует Южный Казахстан. С августа – Северный Казахстан. И по свекле, и по картофелю, и по капусте, и по моркови на рынок заходят крупные игроки, которые выращивают в промышленных масштабах.
Есть, конечно, картофелеводы с юга, которые получают урожай в мае. Например, в Кордайском районе Жамбылской области дунгане выращивают картофель под пленкой и в мае продают в южной столице. Сегодня самая дешевая цена на картофель в Алматы. В этом году они вырастили меньше, не думали, что такой ажиотаж будет, на следующий год посадят больше.
В целом мы подняли ажиотаж сами, и фермеры на юге в сезон начинают этим пользоваться и поднимать цену. Если, к примеру, две недели назад была цена 175 тенге за килограмм картофеля, то сейчас 220 продают. Потому что видят ажиотаж, правительство обеспокоено, акиматы бегают, начинают все приезжать, говорить, мы у вас купим. Они, естественно, поднимают цену. Здесь надо быть предельно осторожными.
С другой стороны, если мелкие фермеры юга, которые в этом году начали работать, заработают и у них появится вкус к этому, они смогут за 2-3 года на 70% закрыть рынок ранним картофелем. Их надо не спугнуть. Помните, как в прошлом году с капустой ситуация такая была. Таких резких движений не надо делать.
– Как предотвратить рост цен в дальнейшем в таких случаях, на Ваш взгляд? Что предпринять?
– Я бы на месте правительства сосредоточился на другом: попросил бизнес, который занимается розницей, покупать напрямую на оптовых рынках по 240-260 тенге за килограмм и продавать, допустим, по 300-320 тенге. В каждом крупном городе есть оптовый рынок, и там цена не превышает 280 тенге. Почему тогда килограмм картофеля в самом городе стоит 450 тенге, непонятно. То есть наценка между оптовым рынком и розницей одного города составляет столько же и даже больше, чем фермер тратит на выращивание картофеля. Ну, где справедливость? Я такую справку дал министру сельского хозяйства, министру торговли, какая цена в каком городе на оптовом рынке и какая в рознице. Вот там надо поработать. Давить ни на кого не надо, но попросить, мол, ребята, давайте мы вас краткосрочно прокредитуем, какие-то вопросы решим, но вы попробуйте один месяц так продавать, возьмите на оптовом рынке, сделайте 20-30 тенге наценку и продавайте. Я думаю, каждый предприниматель поймет. Без крика, без шума, не поднимая ажиотажа. Местным исполнительным органам надо научиться работать с бизнесом на нормальных договорных началах. Без передергиваний.
– Каковы объемы урожая?
– Фермеры Северного Казахстана выращивают картофель и другие овощи на 100%-ном орошении, у всех имеются склады, за счет всего этого получают гарантированный урожай, и они нацелены только на городское население.
С августа по апрель всего потребность городского населения составляет 600 тысяч тонн картофеля. Мы, промышленники, выращиваем около 700 тысяч тонн.
Кроме нас, на севере есть мелкие фермеры. Они, по нашим данным, получают 150 тысяч тонн картофеля. Экспортный потенциал – 300 тысяч тонн картофеля, который мы можем вывозить за пределы страны. К слову, тормозить экспорт нельзя, иначе тоже наломаем дров и фермеров разорим или они потеряют интерес к этому сложному хлопотному бизнесу, и тогда не только в июне, но и в феврале, и в марте будут проблемы с картофелем и ценами.
Жанар Асылханова
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!