Прибывших в Павлодарскую область размещают в наиболее перспективных сельских районах, где есть вакансии, жильё, детские сады и школы с обучением на казахском языке. К концу года намеченный план будет выполнен на 100%.
По данным Управления координации занятости и социальных программ, в начале года в 226 населённых пунктах региона для новосёлов было подготовлено более 700 жилых домов, имелось более 1000 вакансий. В сёлах востребованы специалисты 105 профессий, в том числе животноводы, агрономы, сварщики, учителя, медики.
Многие переселенцы стремятся попасть в Успенский район – один из передовых в Прииртышье. Район расположен в 80 километрах от Павлодара, на северо-востоке области, и граничит с Алтайским краем России.
Отметим, в прошлом году, согласно статистике, Казахстан покинуло свыше 20 тысяч человек. Около 2000 из них – жители Павлодарской области. В основном уезжают русские горожане – более 80% от числа мигрантов. Почти все – в Россию. Существует мнение, что эта волна миграции может окончательно определить этнический состав казахстанского севера.
Основная миграция из Успенского района прошла в начале 1990-х годов с массовым отъездом немцев, составлявших в крупных сёлах (Ольгино, Константиновка и другие) почти 90% населения. Но и сейчас продолжается отток сельчан за границу и в местные города, в качестве компенсации предусмотрено массовое переселение оралманов и жителей густонаселённого юга на стремительно пустеющий север страны.
"План приёма переселенцев в Успенский район составляет 20 семей – 80 человек, – рассказывает специалист Центра занятости Успенского района Серик Жандрахимов. – На сегодняшний день прибыло 18 семей – 83 человека. Этнических казахов (оралманов) план – 25 семей – 100 человек. На сегодняшний день прибыло 25 семей – 89 человек. В основном к нам едут учителя, медики, есть два-три водителя. Оралманы – из Китая и России, переселенцы – большинство из Алматинской и Мангистауской областей, пять семей из Туркестанской области, одна семья из Кызылорды. Она сейчас на рассмотрении комиссии, а так по плану выполняем сто процентов. Все главы семей переселенцев у нас трудоустроены. В полном объёме всем выделили субсидии на переезд – на каждого члена семьи по 35 МРП. Переселенцы в основном дома покупают, пара семей арендует жильё".
Это третья волна миграции в Успенский район. Первая была в начале 1990-х – приехали оралманы из Монголии. Они здесь долго не задержались, почти все переехали в Астану. Потом были оралманы из Узбекистана. Они прижились. Сейчас едут южане и оралманы из Китая.
Адал Хамитхан прошлым летом приехал из Поднебесной на тракторе, за неделю преодолев полторы тысячи километров. С семьёй поселился в Ольгино. За 2 млн тенге купил дом, 7 млн тенге вложил в хозяйство, занялся овощеводством. Теперь из Китая в Ольгино собирается его родня.
Второй месяц в райцентре, в селе Успенка, живёт Нурбек Кенесбай с супругой Кузино́й и сыном. Он работает корреспондентом в районной газете "Аймак Ажары".
Раньше Нурбек жил в Или-Казахском автономном округе СУАР КНР. Три года отучился в Пекинском университете на факультете литературы и истории Китая. Потом его потянуло на историческую родину.
Четыре года назад Нурбек Кенесбай переехал на юг Казахстана, в Туркестан. Там окончил журфак Казахско-турецкого университета и женился. Его супруга Кузина́ тоже уроженка Китая. От друга, в прошлом году переселившегося из Китая в село Ольгино Успенского района, Нурбек узнал о программе по переселению. Он созвонился с руководителем отдела занятости Успенского района Салтанат Арыновой, которую здесь называют "мама оралманов", и вопрос был решён.
"Дом взял за два миллиона тенге. 500 тысяч выделил местный акимат. Остальную сумму выплачиваю сам в рассрочку", – рассказывает Нурбек Кенесбай.
Дело в том, что полмиллиона тенге, выделяемых государством переселенцам на покупку жилья, хватает на приобретение дома в отдалённых сёлах района. Если хочешь жить в райцентре, где жильё дороже, нужно доплатить свои деньги. В дальних аулах можно найти домик и за 200 тысяч тенге. Правда, и работы там нет. Поэтому некоторые переселенцы сезонно трудятся на уборке урожая в Черноярке Павлодарского района.
Папа и мама Кузины́ перебрались поближе к молодым в Павлодар. Родители Нурбека так и живут в Китае, занимаются скотоводством. Нурбек не рискует навещать родных. По его словам, есть опасность, что обратно из Китая не выпустят, а загранпаспорт изымут.
В прошлом году на Всемирном курултае поднимался вопрос об ущемлении прав казахов в СУАР КНР, был проинформирован сенат, премьер-министр и МИД Казахстана. Однако, по мнению оралманов, эта проблема не решена до сих пор.
Стоит также отметить, что на одной из встреч с имамом области оралманы выразили желание построить в Ольгино мечеть, но их убедили, что проще содержать намазхану, и пообещали обучить в медресе одного из местных мусульман.
"Казахи из Китая – народ не простой. К ним аким области приезжал, у них одна проблема – мало земли. Они оформились, приобрели дома, у них в семьях много деток, нужна земля под хозяйство и пастбища", – рассказывает экс-руководитель отдела внутренней политики района Сабира Абитова.
Сабира Абитова и Мадикарим Ниязтаев возле его дома в Константиновке.
Люди, переезжающие в Успенский район с деньгами, проблем с землёй не имеют. В Константиновке две семьи переселенцев занялись фермерством. Взять, к примеру, Мадикарима Ниязтаева. Он переехал сюда прошлой осенью из села Карабулак Сайрамского района Туркестанской области. На свои средства купил дом, откормочную площадку, 200 голов КРС, 100 лошадей и быков породы ангус. Занялся племенным животноводством.
Мадикарим Ниязтаев открывает ворота своей фермы
"Юг густонаселённый. Скота мало держали, своего пастбища не было. Только семь-девять гектаров земли. Там клевер сажаем, три-четыре раза косим. А здесь 300 гектаров дали, 1000 обещают", – рассказывает Мадикарим Ниязтаев.
Успенский район, по его словам, ему приглянулся ещё в 1993 году. Он проезжал через него по дороге в Новосибирск. Когда появилась программа переселения с юга на север, решил попытать счастье, потратив все сбережения, и переехал с женой, сыном и снохой. Здесь у него родился внук.
У Мадикарима Ниязтаева в Шымкенте пятеро братьев и куча взрослых племянников. Они по очереди помогают ему на ферме. На вопрос о здешних лютых морозах он ответил:
"А что мёрзнуть? Я при Советском Союзе в Чите служил, там 60 градусов мороза было. Вы сами не видели такие морозы!"
Главная проблема интеграции оралманов и южан – языковая. Успенский район пока преимущественно русскоязычный. А большинство приезжих не владеют русским и говорят только по-казахски. Для адаптации детей переселенцев с прошлого года в Успенском районе создаются условия для обучения на родном языке.
Первый в области Bilim-class открылся в этом году в школе № 3 с. Успенка.
Bilim-class. В ноутбуках – учебные программы по всем предметам и за все классы.
"В начальном периоде детям было тяжело, так как они писали в Китае не кириллицей, а арабской вязью. Но они быстро схватывают программу", – рассказывает руководитель отдела образования Успенского района Есен Инербаев. – До этого у нас в районе классов с государственным языком обучения не было. В прошлом году мы открыли начальные классы, в этом году – с 1-го по 11-й класс в ольгинской школе. По программе "Серпiн" прибывают молодые педагоги. Жильём все обеспечены. Больше месяца здесь находятся. Думаю, сработаются и останутся у нас".
Учителя из Шымкента, приехавшие по программе "Серпiн"
Три учительницы начальных классов с государственным языком обучения – Дильбар Рахманова, Розия Атембаева и Сара Кыстаубай приехали сюда из Шымкента. В этом году по программе "Серпiн" они окончили Павлодарский пединститут и по распределению попали в Успенский район: две – в ольгинскую, одна – в успенскую школу № 3.
Фёдор Ковалёв