/img/1920х100.png
/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 382,31 Brent 36,55
Как получить грант или кредит на развитие бизнеса

Как получить грант или кредит на развитие бизнеса

В программу «Еңбек» вносятся изменения.

08:30 24 Июнь 2020 4798

Как получить грант или кредит на развитие бизнеса

Автор:

Майра Медеубаева

В правила предоставления госгрантов и кредитов для реализации новых бизнес-идей участникам программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 годы «Еңбек» вносятся изменения. Минтруда опубликовало постановление на площадке нормативно-правовых актов.

Так, согласно новым правилам, для открытия своего дела предлагается разрешить участникам расходовать грант на саженцы, кустарники, семена и рассаду. В настоящее время грант можно получить на приобретение необходимого инвентаря, орудий труда, технологического оборудования, животных, скота и птицы.

Отметим, в апреле при уточнении бюджета для реализации мероприятий программы дополнительно выделено 50 млрд тенге из республиканского бюджета. Таким образом, объем финансирования программы увеличен с 82 млрд до 135 млрд тенге.

Обязательными условиями для получения кредита или микрокредита участником программы «Еңбек» являются его регистрация в налоговых органах и наличие направления Центра занятости населения в микрофинансовые организации (МФО), кредитные товарищества (КТ), банки (БВУ) или Фонд поддержи сельского хозяйства (ФФПСХ), за исключением проектов, целью финансирования которых является расширение деятельности начинающих/начинающих молодых и действующих предпринимателей и участников якорной кооперации.

Для получения кредита/микрокредита участник программы «Еңбек» предоставляет в бумажном или электронном формате в МФО/КТ/БВУ/АО «ФФПСХ»/кредиторам по пилотному проекту «От поля до прилавка» перечень документов, предусмотренных правилами кредитования на селе и малых городах или правилами кредитования в городах и моногородах. В 2020 году пилотный проект будет реализован в Жамбылской, Туркестанской и Алматинской областях.

В целом кредиты/микрокредиты, выдаваемые в рамках пилотного проекта по развитию кооперационной цепочки «От поля до прилавка», реализуются в двух направлениях. По первому направлению кредиты выдаются участникам программы «Еңбек» для открытия микробизнеса, расширения деятельности начинающих/начинающих молодых и действующих предпринимателей, создания сельскохозяйственных кооперативов и развития деятельности участников якорной кооперации по производству продукции.

По второму направлению кредиты выдаются субъектам предпринимательства для обеспечения производства, закупа и сбыта аграрной продукции участников программы «Еңбек», а также сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Условия участия в пилотном проекте в Жамбылской области

Кредиты, выдаваемые в рамках первого и второго направления пилотного проекта по развитию кооперационной цепочки «От поля до прилавка», предоставляются через СПК «Туркестан», СПК «Жетiсу», СПК «Тараз».

Условия выдачи кредитов/микрокредитов участникам программы «Еңбек» – субъектам агропромышленного комплекса в рамках проекта по повышению доходов населения Жамбылской области первого направления пилотного проекта «От поля до прилавка»:

  • срок кредита/микрокредита – до пяти лет, срок кредита/микрокредита для проектов в сфере животноводства и создания сельскохозяйственных кооперативов – до семи лет;
  • максимальная сумма кредита/микрокредита определяется в соответствии с действующим законодательством;
  • номинальная ставка вознаграждения – не более 2,5% годовых;
  • залоговое обеспечение.

Условия выдачи кредитов/микрокредитов участникам программы «Еңбек» в рамках второго направления пилотного проекта «От поля до прилавка»:

  • срок кредита/микрокредита – до шести месяцев,;
  • максимальная сумма кредита/микрокредита определяется в соответствии с действующим законодательством;
  • номинальная ставка вознаграждения – не более 0,01% годовых;
  • залоговое обеспечение.

Напомним, ранее вышло постановление, согласно которому аграриям выделят 3 млрд тенге для налаживания сбыта продукции. Средства выделят из резерва правительства.

Кредитование в сельских населенных пунктах в других регионах

Кредиты в сельских населенных пунктах (вне зависимости от их административной подчиненности) и малых городах по направлениям сельского хозяйства предоставляются через АО «ФФПСХ», а также МФО и кредитные товарищества, фондирование которых проводится через ДО АО «НУХ «КазАгро» по кредитованию.

Кредиты в сельских населенных пунктах по первому направлению пилотного проекта по развитию кооперационной цепочки «От поля до прилавка» предоставляются через МФО с участием НПП «Атамекен», также ТОО «МФО «Ырыс», фондирование которых проводится местным исполнительным органом.

Гарантирование кредитов, выдаваемых в сельских населенных пунктах и малых городах, осуществляется ДО АО «НУХ «КазАгро» по гарантированию. Гарантирование кредитов, выдаваемых АО «ФФПСХ» в сельских населенных пунктах, малых городах, городах и моногородах, осуществляется АО «ФРП «Даму», за исключением бизнес-проектов, которые будут финансироваться за счет бюджетного кредита в рамках проекта по повышению доходов населения Жамбылской области. Номинальная ставка вознаграждения по кредитам/микрокредитам МФО/КТ/БВУ/АО «ФФПСХ», по которым осуществляется гарантирование, не может быть выше 6%, а для членов малообеспеченных и/или многодетных семей не выше 4%.

Майра Медеубаева


Подпишитесь на наш канал Telegram!

ЧП официально признано форс-мажором

Однако действующие ограничительные меры фактически также являются обстоятельствами непреодолимой силы. Справки о наступлении форс-мажора выдаются и сегодня. 

08 Июль 2020 10:40 5692

ЧП официально признано форс-мажором

Чрезвычайное положение в Казахстане официально признано форс-мажором. Соответствующий закон РК подписал глава государства. Однако в текущих условиях, когда в стране не действует ЧП, но приняты ограничительные меры для бизнеса, необходимость в справках о подтверждении обстоятельств непреодолимой силы у предпринимателей имеется. В этой связи документ при локдауне также выдается и сегодня. Об этом на своей странице в сети «Фейсбук» сообщил уполномоченный по защите прав предпринимателей РК Рустам Журсунов.

Он уточнил, что Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам ипотечных займов в иностранной валюте, совершенствования регулирования субъектов рынка платежных услуг, всеобщего декларирования и восстановления экономического роста» пункт первый статьи 359 Гражданского кодекса РК дополнен словами «чрезвычайное положение».

Теперь норма выглядит следующим образом: «Лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет имущественную ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах (стихийные явления, военные действия, #чрезвычайноеположение и тому подобное). К таким обстоятельствам не относится, в частности, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, работ или услуг».

«Конечно, ЧП отнесено к форс-мажору несвоевременно. Режим ЧП прекращен почти два месяца назад, а закон только подписан. То, что ЧП является обстоятельством непреодолимой силы, бесспорно, факт общеизвестный. Однако для результативных переговоров с контрагентами, банком или заказчиком госзакупок необходимо официальное подтверждение наступления форс-мажорных обстоятельств», – написал Рустам Журсунов.

По его мнению, важно акцентировать внимание на том, что наступление обстоятельств непреодолимой силы не освобождает стороны от исполнения обязательств (поставки товара, оказания услуги, оплаты аренды и так далее). Стороны могут рассчитывать лишь на разумную отсрочку его исполнения и на освобождение от штрафных санкций за несвоевременное исполнение.

«В принятом законе, на мой взгляд, есть одна важная деталь. К форс-мажору отнесено только ЧП, а вместе с тем многие виды предпринимательской деятельности по-прежнему под запретом либо работают с существенными ограничениями. Введенный в стране минимум на два недели локдаун – это, по сути, тот же режим ЧП. Да, более либеральный режим, без блокпостов, но сути это не меняет. Кинотеатры не работают, той-бизнес под запретом, образовательные центры вновь закрылись и так далее. Поэтому мы, как и раньше, будем выдавать справки о наступлении форс-мажорных обстоятельств в упрощенном режиме», – подчеркнул уполномоченный по защите прав предпринимателей РК.

С введения режима ЧП Внешнеторговая палата Казахстана (дочерняя организация НПП «Атамекен»), осуществляющая свидетельствование обстоятельств непреодолимой силы, перешла на усиленный режим работы.

«Мы сократили срок экспертизы заявок предпринимателей с 15 до пяти дней, перешли на удаленный формат – всю документацию рассматривали в электронном виде и проделали большую работу. С 16 марта по сегодняшний день нами выдано более 4800 справок о наступлении форс-мажорных обстоятельств», – сообщил Рустам Журсунов.

Если говорить о структуре обращений, то 31% всех заявок касался вопросов аренды недвижимости, 16% – нарушений обязательств по различным гражданско-правовым сделкам, 12% – поставка товара, 8% – договоры госзакупок (и других регулируемых закупок), 7% заявок поступило от организаций сферы туризма, 6% – кредиты в банках второго уровня, 5% – заявки по внешнеэкономическим контрактам, 3% – образовательные услуги, 2% – кредиты в финансовых институтах системы «КазАгро», 2% – различные вопросы сферы общественного питания и другие.

«Структура заявок отражает общий кризисный тренд в экономике, и мы видим, что обращения предпринимателей о свидетельствовании наступления форс-мажора продолжают поступать. И, хотя в целом динамика спала, бизнес по-прежнему испытывает стресс, обращения идут. Объявленный в стране локдаун при всей своей необходимости усугубляет ситуацию», – заключил бизнес-омбудсмен.

Карина Алимова


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Как коронавирус отразился на топ-100 сильнейших брендов мира

WPP и Kantar опубликовали ежегодный рейтинг BrandZ Top 100 Most Valuable Brands (100 самых ценных брендов мира). Несмотря на кризис, вызванный пандемией, общая стоимость главных мировых компаний возросла на 6%, достигая рекордную сумму в пять триллионов долларов. 

03 Июль 2020 11:18 1554

Как коронавирус отразился на топ-100 сильнейших брендов мира

2020 год оказался богатым на события. Бесспорно, главным явлением этого года стала вспышка КВИ, которая негативно отразилась на глобальной экономике. Однако, согласно всемирным исследованиям, крупные корпорации не только не пострадали, но и смогли существенно увеличить свою рыночную стоимость. Больше всего свою ценность нарастили технологические бренды и компании, предоставляющие свои услуги онлайн. Так, популярная социальная сеть Instagram выросла на 47%, до 41,5 млрд долларов, стриминговый сервис Netflix поднялся на 34%, до 45,9 млрд долларов, на 30% вырос Microsoft, до 326,6 млрд долларов, а Adobe – на 29%, до 35,9 млрд долларов.

Хорошую динамику показал и лидер рейтинга Amazon. Его рост составил 32%, дойдя до рекордной суммы 415,855 млрд долларов. Такими темпами основатель гиганта Джефф Безос к 2026 году может стать первым триллионером в истории. На втором месте рейтинга разместилась Apple с оценкой в 352,2 млрд долларов, на третьем – Microsoft (326,6 млрд долларов), затем Google с 323,6 млрд долларов, а замыкает первую пятерку Visa с 186,8 млрд долларов.

Впервые в рейтинг попали Pepsi, Lancome, Bank of China, United Health Care, но самым громким новичком стал TikTok. Молодая социальная сеть заняла сразу 79-е место, обогнав всех остальных дебютантов и вдобавок DHL, Adidas, KFC, Shell, Uber и Gillette. Бренд TikTok пополнил список китайских компаний, которые занимают уверенные позиции в мировом рейтинге. Несмотря на калифорнийский офис социальной сети, корни ее находятся в КНДР. Платформа принадлежит технологическому единогорогу из Пекина ByteDance. По состоянию на май 2020 года они оцениваются в 100 млрд долларов. Самую высокую позицию среди китайских брендов продолжает занимать Alibaba. Фирма Джека Ма оценивается в 152,5 млрд долларов. Стоит также отметить электронного производителя Huawei, который занял 45-е место, поднявшись на два места по сравнению с прошлым годом со стоимостью бренда в 29,4 млрд долларов. Из топ-20 самых быстрорастущих компаний пять являются китайскими, а всего в список вошли 17 брендов из Китая. Учитывая значимость страны в качестве покупателя и производителя, неудивительно, что в этом году Kantar начал свое исследование именно оттуда. Всего была проанализирована информация от 3,8 миллиона респондентов из 51 страны.

Стоит также отметить, что не все категории показали одинаково позитивную динамику. Электроэнергетические компании и производители автомобилей зафиксировали падение ценности своих брендов. Исключением стала Tesla с 22%-ным ростом. WPP и Kantar отметили, что главными факторами, которые разделяют бренды на растущие и падающие, стали креативность, инновационность и индекс устойчивости, особое внимание также уделяется социальной ответственности.

Асель Тиес


Подпишитесь на наш канал Telegram!