При покупке бизнеса важно оценивать перспективы рынка и конкурентов. Не стоит полагаться на "авось" и руководствоваться только принципом: "У соседа получилось, получится и у меня". Как свести риски к минимуму при приобретении небольшой компании, рассказал адвокат Серик Айтбаев.
1. При покупке готового бизнеса необходимо отталкиваться от сферы, в которой вы будете работать даже в условиях неопределенности последнего года – угрозы введения карантина и закрытия границ. Сейчас, к примеру, это продукты питания, перевозки, производство средств дезинфекции и индивидуальной защиты.
2. Лучше покупать тот бизнес, который вам знаком. Это важно. Если вы пекарь, то нет смысла покупать салон красоты. Но если вы хотите поменять сферу деятельности, то лучше найти знакомых, которые имеют опыт в этой области и готовы работать у вас первое время. Не исключено, у них тоже будут ошибки, но это поможет минимизировать ваши потери.
3. Нет смысла недооценивать качество продукции и услуг, предлагаемых на рынке. Сейчас большая часть продаваемой продукции качественная. Знаменитые когда-то бренды в последние годы оттеснены аналогичными товарами менее известных производителей. Запомните это! Сейчас на первом месте цена, на втором – сервис, и только потом качество. Но мои слова не означают призыв продавать хлам.
На какие показатели или документы обратить внимание?
Нельзя верить всему, что говорит продавец, нужно все тщательно проверить.
1. Для начала взгляните на продаваемый бизнес глазами клиента – попробуйте лично совершить покупки как тайный покупатель, почитать отзывы в сервисах-навигаторах типа 2ГИС, в Интернете, соцсетях. Негативные отзывы даже при новом собственнике бизнеса будут продолжать влиять на него.
2. Посмотрите на трафик внутри и снаружи вашего будущего бизнеса. Ведь часто покупают бизнес, который арендует помещение. Наличие низкого трафика при дорогой аренде (или дорогой недвижимости в случае покупки) не привлечет большого количества клиентов. Значит, надо будет больше тратить деньги на маркетинг. Кстати, по отзывам маркетологов, качественный трафик в Алматы можно получить только при инвестициях от 4 млн тенге. При этом средняя стоимость одного клиента будет составлять около 60 000 тенге. Это очень дорого. Можно долго спорить на эту тему, но поверьте моему опыту. Еще раз подчеркиваю важность качественного привлечения бренда среднего уровня.
3. Узнайте составляющие части расходов и источники их пополнения. Если это пекарня, то из каких ингредиентов пекут и где их покупают. Если это салон красоты, то, где покупают шампуни, лаки и т.п. Узнайте, останется ли старый персонал или придется нанимать новый.
Стоит ли проводить аудит маленькой компании?
Если покупаете юридическое лицо, то обязательно нужен due diligence. Это процедура, в ходе которой специально обученные люди проверяют готовый бизнес по всем параметрам. Но, как правило, люди покупают некий актив, который обоюдно называют "бизнесом", сюда входят контакты поставщиков, клиентская база и оборудование. За исключением оборудования, все остальное основано на личном бренде прежнего владельца и его сложившихся связях. И часто такие связи рушатся. Поэтому проводить аудит маленькой компании зачастую экономически нецелесообразно. По поводу "остаточной производительности" оборудования – здесь лучше всего пригласить специалиста. Надо быть готовым к тому, что это оборудование нуждается в ремонте или замене, ведь есть определенные нюансы при его эксплуатации, которые вы можете нарушить.
Как правильно заключить сделку по покупке готового бизнеса?
Большинство таких сделок заключается устно, как говорится, пришел – увидел – купил. Если же вы покупаете ТОО или дорогую недвижимость, то лучше пригласить квалифицированного юриста и оплатить его услуги, стоимость которых все равно намного дешевле стоимости приобретаемого бизнеса, не жадничайте на этих услугах!
В конце хочу сказать, покупка любого бизнеса – это как покупка кота в мешке, никогда не знаешь, что купишь. Поэтому будьте готовы к тому, что прогнозируемая окупаемость увеличится и необходимо будет вливать деньги на пополнение оборотных средств и покупку оборудования.
Краткий вывод: покупайте только то, что знаете. Изучите все перед покупкой. Будьте готовы вложить еще денег. Удачных приобретений и больших прибылей в вашем бизнесе!
Гульсум Кунелекова, Жанторе Касым
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!