По второму направлению программы, которая предполагала поддержку социально значимых и крупных банков, приняли участие пять игроков. Совокупный размер финансовой помощи этим финансовым институтам составил 653,7 млрд тенге, эти средства предоставлены на возвратной основе. Мы подвели промежуточные итоги, насколько эффективна программа и как банки работают после получения господдержки.
Рамазан Досов, эксперт аналитического центра Ассоциации финансистов Казахстана, напомнил, что по условиям программы банками-участниками выпускаются 15-летние субординированные облигации, которые в свою очередь выкупил Национальный банк. Средства, привлеченные банками от продажи этих облигаций, были направлены на покупку государственных ценных бумаг – нот, выпущенных Нацбанком.
"Таким образом, банки не получили средства, для того чтобы просто положить на свои счета. Эта операция позволила банкам улучшить финансовые показатели в рамках регуляторных требований. Мы видим, как у указанных банков растут провизии, улучшается качество активов, происходит умеренный рост капитала, что в целом создает предпосылки для дальнейшего наращивания кредитования", – отметил эксперт.
Между тем около 60% полученной ликвидности БВУ признали как прибыль от переоценки по справедливой стоимости согласно МСФО (результат дисконтирования субординированных облигаций при использовании рыночной ставки 17-18%). В итоге на фоне роста прибыли улучшились усредненные показатели рентабельности активов и собственного капитала.
Банк "ЦентрКредит" получил в рамках программы 60 млрд тенге. С начала программы активы банка выросли почти на 14,8%. За этот период фининститут нарастил кредитный портфель на 133,9 млрд тенге. За это время БЦК снизил объем NPL с 8,1% до 7,2%. Объем провизий снизился на 0,4 млрд тенге. Вырос собственный капитал игрока на 5,2 млрд тенге. На этом фоне по итогам 2017 года ROAA (возврат на активы) у БЦК вырос с 0,2% в 2016 году до 2,2% в 2017 году, по итогам 2018 года составил 0,7%. Средняя рентабельность капитала (ROAE) выросла с 3,3% по итогам 2016 года до 26,4% в 2017 году. По итогам 2018 года этот показатель составил 8,2%. В прошлом году БЦК заработал 9,6 млрд тенге чистой прибыли.
АТФ Банк получил в 2017 году поддержку на сумму 100 млрд тенге. С октября 2017-го по февраль 2019-го активы банка выросли на 10,9%. За этот период его ссудный портфель вырос на 96,8 млрд тенге. Объем токсичных кредитов (NPL) снизился с 10,4% до 9,6%, а провизии выросли на 65,6 млрд тенге. За время участия в программе банк увеличил собственный капитал на 14,7 млрд тенге.
По итогам 2017 года показатель ROAA вырос до 1,1%, в 2018 году эта цифра составила 0,8%. Показатель возврата на капитал (ROAE) вырос до 16,6% с 4,1% по итогам 2016 года, в 2018 году сложился на уровне 10,3%. Чистая прибыль банка в 2018 году составила 10,3 млрд тенге.
В рамках программы докапитализации Евразийский банк получил 150 млрд тенге. С момента реализации программы активы финансового института выросли на 15,06%, до 1,1 млрд тенге.
Отмечается положительный прирост ссудного портфеля c октября 2017 года по февраль 2019 года, за этот период банк увеличил кредитный портфель на 19,6 млрд тенге. Удалось банку снизить уровень плохих кредитов (NPL) – с 9,9% до 8,4%. При этом провизии увеличились на 44,7 млрд тенге. Собственный капитал фининститута вырос на 5,3 млрд тенге. Улучшение финансовых показателей банка сказалось на росте показателей рентабельности активов и собственного капитала. По итогам 2017 года показатель ROAA вырос до 0,4% с 0,2%, в 2018 году этот показатель уже достиг 1,1%. ROAE вырос до 4,4% по итогам 2017 года и до 11,5% по итогам прошлого года.
В целом, как подчеркнул эксперт АФК, наблюдается умеренный положительный эффект от участия указанных банков в программе оздоровления.
Одновременно сложно оценивать эффект от госпрограммы для двух игроков – "Цеснабанка" и RBK Bank, поскольку один был продан новому акционеру, а второй решает вопрос с возвратом средств.
Цеснабанк: подвела сельхозка
"Цеснабанк" получил 100 млрд тенге в рамках программы оздоровления. Но этой суммы, судя по всему, оказалось недостаточно, поскольку в 2018-2019 гг. потребовались еще средства для его спасения. Осенью Нацбанк выдал стабилизационный заем в 150 млрд тенге банку, банк вернул часть средств, но после ажиотажа в конце сентября ему пришлось ходатайствовать перед регулятором об увеличении займа до 200 млрд тенге.
В середине сентября было объявлено о том, что у банка будет выкуплен портфель сельскохозяйственных кредитов на 450 млрд тенге. В 2019 году Фонд проблемных кредитов приобрел у "Цеснабанка" портфель сельскохозяйственных кредитов на сумму 604 млрд тенге.
6 февраля было объявлено о покупке 99,5% акций "Цеснабанка" инвесткомпанией First Heartland Securities. После сделки новый акционер докапитализировал банк на 70 млрд тенге.
"На сегодняшний день у банка достаточный запас ликвидности, чтобы выполнить все свои обязательства перед депозиторами, вкладчиками, как юридическими, так и физическими лицами", – приводятся слова Бекжана Пирматова, председателя правления "Цеснабанка", в сообщении финансового института.
Февраль 2019 года был сложным для "Цеснабанка", который на фоне роста расходов на формирование провизий зафиксировал убыток на сумму 216 млрд тенге. За месяц активы банка снизились почти на 658 млрд тенге, а также произошло уменьшение вкладов физических и юридических лиц.
Bank RBK: жизнь после поддержки
Bank RBK оказался в непростой ситуации осенью 2017 года, когда допустил технический дефолт. В итоге он был добавлен в программу оздоровления и получил помощь от Нацбанка в размере 243,7 млрд тенге. Тогда же акционером банка стал Владимир Ким, президент "Казахмыс Холдинга".
"На начало процесса оздоровления банк стоил ноль тенге, потому что его баланс был отрицательным", – рассказал тогда Владимир Ким. По его словам, в банке присутствовали случаи разгильдяйства и безнаказанности в банке. Тогда же экс-председатель Нацбанка Данияр Акишев сообщил, что схема оздоровления Bank RBK отличается от той, которая была применена по отношению к другим банкам в рамках реализации программы оздоровления банковского сектора.
Таким образом, некоторые банки, принявшие участие, демонстрируют позитивные показатели. Однако полноценные результаты программы будут видны только в 2022 году.
Жанторе Касым