Субботнее ЧП
Как проходила первая в истории суверенного Казахстана операция по освобождению заложников, inbusiness.kz узнал из первых уст. Обо всем этом рассказал легенда казахстанского розыска, полковник милиции в отставке Габдрахим Мендешев, а также бывший сотрудник спецподразделения "Альфа", имени которого мы назвать не можем.
Кстати, недавно полковник Мендешев за заслуги перед отечеством был награжден орденом "Данк".
"В те годы я занимал должность заместителя начальника управления уголовного розыска МВД Республики Казахстан. Тот субботний выходной начинался обыденно: супруга пошла за продуктами, а я ждал ее дома. Вдруг прозвучал звонок телефона, оперативный дежурный МВД сообщил, что неизвестные захватили рейсовый автобус с пассажирами в райцентре Чиили (ныне Шиели). Немедленно была создана специальная бригада, в которую были включены сотрудники МВД, КНБ и бойцы спецподразделения “Альфа” (ныне “Арыстан”). В райцентр прибыли на вертолете".
Конвоир-предатель
Только мы приземлились посреди школьного стадиона райцентра, как услышали трагическую новость о том, что преступники застрелили старшего лейтенанта Муратбека Умирбекова – сотрудника УВД Кызылординской области. Все произошло, когда сотрудники местной милиции попытались самостоятельно произвести задержание террористов.
Тут же мы узнали все подробности того, с чего началась вся эта история. Оказывается, все началось с узбекского солдата – конвоира Алданазарова, который служил в сопровождении вагона с заключенными. Всех осужденных, а ими были граждане Узбекистана, везли из Самары в Ташкент. В тот момент из трех камер вагонзака в двух находилось шестеро заключенных-мужчин, а в третьей находилась женщина. Осужденные мужчины решили уговорить конвоира перевести женщину в их камеру "для развлечения". Уголовники подкупили охранника, и он привел к ним женщину. О происшествии тут же стало известно командиру конвоя, и он пригрозил конвоиру наказанием по прибытии в пункт назначения – Ташкент.
Испуганный конвоир пожаловался на командира уголовникам, и те обещали помощь. Но с условием, что Алданазаров отдаст им пистолет для того, чтобы изобразить побег. А когда рецидивисты Сергей Глухов и Геннадий Усов заполучили "Макаров", то среди ночи проникли в купе спящего командира конвоя и связали его, прихватив еще три пистолета. Затем уголовники сорвали стоп-кран и выскочили из поезда в пустынной местности. Примечательно, что из шести сбежавших заключенных самый опытный прямиком ринулся сдаваться милиционерам.
А другие пятеро задумали поехать в Алма-Ату (Алматы), чтобы затеряться среди большой массы горожан. Как нарочно, в тот момент на дороге оказался рейсовый автобус, направлявшийся в Сары-Агач (Сарыагаш). Беглецы сели в автобус и спокойно прибыли в Чиили.
Но местная милиция уже была предупреждена о побеге, и преступников ждали. И, как только первый беглец сошел на землю, чтобы немного размяться, к нему подскочил старший лейтенант Умирбеков и обездвижил его. Глухов увидел это и в упор выстрелил в милиционера, который скончался на месте. В ходе перестрелки сослуживцы погибшего смертельно ранили одного преступника и задержали двух других.
Яд решили не применять
А тем временем Глухов и Усов успели взять в заложники 11 пассажиров. И к моменту, когда спецбригада прибыла на автостанцию, террористы заявили, что убьют любого, кто попытается подойти к автобусу.
Мы укрылись за забором стоящего рядом дома и предложили террористам две милицейские рации для переговоров. Они потребовали, чтобы их положили на землю в 10 метрах от автобуса. Мы так и сделали. А преступники отправили за ними пятилетнего Райхана Байжанова и держали его мать под дулом пистолета, пока малыш не вернулся в салон автобуса.
Заполучив средства связи, уголовники тут же затребовали горячую еду и спиртное. Со спиртным отказали. Ведь алкоголь может еще больше раззадорить террористов с четырьмя пистолетами. А от этого могут пострадать заложники. От одного из сотрудников КНБ поступило предложение использовать яд или сильнодействующее снотворное, которое можно подмешать в еду. Но эту идею отвергли. Преступники ведь легко могли заставить попробовать пищу любого заложника.
Ужин доставили, но из-за отсутствия алкоголя захватившие автобус разозлились, и мне пришлось сочинить, будто водки сейчас нигде не купить. А в то время действительно не хватало практически всего, в том числе и продуктов, и алкоголя. Зеки поверили.
Прокурор против штурма “Икаруса”
Ситуация развивалась следующим образом. Преступники поужинали, и их лидер Глухов высказал требования. Террористы решили под прикрытием заложников добраться в Кзыл-Орду (Кызылорду) или Чимкент (Шымкент). Уже там власти должны были по их плану предоставить им в полное распоряжение самолет Ил-76. А в него преступники планировали попасть, въехав в грузовой отсек на захваченном автобусе. При этом заявили, что собираются улететь в какую-то южную страну, название которой не сообщили.
Оказалось, что в Кзыл-Орде и Чимкенте нет грузовых самолетов. А Ташкентский аэропорт является ближайшим, откуда мог вылететь Ил-76. И власти Узбекистана пообещали помочь с самолетом.
Но тут возникла еще задержка: из автобуса сбежал перепуганный шофер. Его удалось найти и уговорить только спустя час. Его трясло от страха, он все время говорил, что у него пятеро детей, и упрашивал освободить его от обязанностей водителя. Однако заменить его служащим “Альфы” было невозможно. Бандиты требовали вернуть знакомого "водилу". И тут я придумал, как освободить заложников. План изложил коллегам. А прокурор Кзыл-Ординской области потребовал от меня гарантии, что в ходе перестрелки не пострадает ни один гражданский человек. Такой гарантии я, конечно, дать не мог, и прокурор запретил штурм.
Замена водителя
В той ситуации нам пришлось дать бандитам зеленый свет до Чимкента. В Чимкенте у нас была надежда освободить заложников. И мы решили действовать на опережение. Для этого я и другие представители МВД вылетели на военном вертолете в Чимкент. А другие члены штаба – начальник УВД Кзыл-Ординской области, начальник областного управления ГАИ, прокурор и руководитель КНБ сопровождали автобус с заложниками на служебных машинах.
У меня была рация, по которой мы переговаривались с преступниками. И, как только вертолет с нами взлетел, Усов закричал: "Что это такое? Почему вертолет?.. Вы что, крови хотите?!" На что начальник областного УВД как можно спокойнее и с нотой удивления сказал, что это не вертолет МВД, а военный. Усов поверил.
И опять задержка: примерно за 5 км от Туркестана шофер сообщил, что заканчивается бензин и нужно заправляться. Он притормозил и, притворившись, будто проверяет двигатель, сбежал. Бандиты ненадолго растерялись, но быстро сообразили, как не нарваться на "ментовскую подсадку". Придумали остановить на трассе первую попавшуюся машину и использовать в качестве шофера ее владельца. Это они поручили сделать сотрудникам ГАИ. Этим первым попавшимся оказался водитель “КамАЗа”, который прибыл из Самары. Были уверены, что россиянина придется долго уговаривать на участие в подобном рискованном деле. Однако, на наше счастье, 45-летний Александр Чехонин охотно согласился помочь.
А в это же самое время бойцы “Альфы” отрабатывали штурм в Чимкентском автопарке. Руководство города выделило для этого точную копию захваченного “Икаруса”.
Освобождение
"Наш штаб расположился тогда в диспетчерском пункте аэродрома Чимкента, – вспоминает боец спецподразделения КНБ "Альфа", – Был разработан очень простой и вместе с тем эффективный план. Придумали перед въездом на аэродром поставить снегоуборочную машину. За руль посадили нашего “альфовца” с автоматом Калашникова “АК-74”. А рядом поставили деревянную будку и легкий забор, за ним-то и укрылись наши бойцы.
Когда "Икарус" с бандитами и заложниками въедет в аэропорт, вот тут снегоочистительная машина и должна была перегородить ему путь и таранить автобус. А для того, чтобы минимизировать риск для заложников, перед штурмом боец должен громко крикнуть: “Жатындар!”, то есть “Ложитесь!”. Ведь все 11 заложников были казахами, и они поняли бы.
Дать разрешение на штурм по должности полагалось прокурору Чимкента. Но когда полковник Мендешев попросил его утвердить план, то прокурор кивнул на заместителя генерального прокурора Республики Казахстан Буксмана. К его чести, Буксман не побоялся взять на себя ответственность.
И, когда “Икарус” доехал до будки, по рации скомандовали: “Один!”. Вслед за приказом “Жатындар!” загремели автоматные очереди, раздался звон битого стекла, и резко наступила тишина. Штурм прошел за 5 секунд.
Ворвавшись в салон, я увидел, как Глухов прицелился в шофера из пистолета. Но тут террориста прошила автоматная очередь. Следующим был Усов.
Глухов умер сразу, а его подельник скончался лишь 5 минут спустя.
Чуть позже оказалось, что Глухов успел выстрелить в водителя. Но Чехонин, видно, "родился в рубашке", и пуля только черканула по левому виску и немного надорвала кожу.
Из других пассажиров пострадал 80-летний аксакал, которого ранило в левую ногу. Им обоим тут же оказали медицинскую помощь и отвезли в больницу".
Полковник Мендешев:
"Конечно же, как заложники, так и их спасители смогли выдохнуть спокойно. Все были счастливы, что все так благополучно закончилось. Настоящими героями проявили себя бойцы “Альфы” и смелый российский водитель Александр Чехонин. Освобожденные люди попытались качать его на руках, но у них не хватило сил.
МВД Казахстана направило тогда на место работы Чехонина благодарственное письмо, а чуть позже ему был вручен ценный подарок – видеомагнитофон".
В то время президент Нурсултан Назарбаев за успешно проведенную операцию вручил Габдрахиму Мендешеву единственную в то время государственную награду – Почетную грамоту Республики Казахстан.
Читайте по теме:
Первый киднеппинг в Казахской ССР
Дневник известного в стране маньяка Николая Джумагалиева: что он успел написать
Самая успешная финансовая пирамида – на 12 млн долларов – была выстроена… из колес!