Как санкции ЕС на российскую нефть могут сказаться на Казахстане?

5937

Чтобы обезопасить себя в будущем от любых вызовов в поставках нефти на мировые рынки на фоне антироссийских санкций, Казахстан считает, что трубопровод КТК должен быть выведен в отдельное юридическое поле, считают казахстанские эксперты, сообщает inbusiness.kz

Как санкции ЕС на российскую нефть могут сказаться на Казахстане?

Made in Kazakhstan вне санкций 

Пока в Казахстане и других постсоветских республиках отмечают День Победы, члены ЕС 9 мая отмечают День Европы. Еще одно совпадение – именно в этот день Европарламент должен утвердить шестой пакет антироссийских санкций, главный пункт которого – полный отказ от российских нефтепродуктов и нефти.

Что будет в случае принятия этого "главного пункта" с поставками казахстанской нефти, львиная доля которой поступает в Европу на нефтепроводу КТК, который пролегает по территории России? Возможна ли национализация этого трубопровода в качестве ответной меры России на санкции против нее и как быть в таком случае Казахстану? Ответы на эти и другие вопросы inbusiness.kz попытался найти у специалистов нефтегазовой отрасли.

Самый первый вопрос, который возникает у отечественного обывателя: "Как в случая принятия полного запрета на покупку российской нефти ее смогут различить от казахстанской, если по трубе течет смесь тенгизской и российской нефти?" 

"Различать будут по сертификату происхождения товара", – кратко ответил inbusiness.kz​ глава нацкомпании "КазМунайГаз" Магзум Мирзагалиев. 

В минэнерго республики нам дали более расширенный ответ: "Сертификат о происхождении казахстанского товара – это документ, подтверждающий страну происхождения товара, в нашем случае Казахстан. Используется он при выполнении таможенных процедур уже давно и действует в настоящее время".

Выдача данного документа по казахстанским законам полностью автоматизирована. Также информация о происхождении нефти указывается в коносаменте. Это еще один документ, который выдается на отгруженный товар и который подтверждает его получение судном и право собственности на нефть. В нем "черным по белому" указываются наименование транспортного средства, перевозчик, отправитель и получатель.

А потому, по словам специалистов, любые уловки по продаже российской нефти под "казахстанским флагом" юридически и технически невозможны. В противном случае казахстанские отправители могут подставить себя под удар. Риск слишком велик, и вряд ли на него кто-либо решится. Поэтому все опасения, что на выходе трудно в смеси различить страну происхождения нефти, сертификат и коносамент не закроют поставки казахстанского сырья европейским покупателям. Они получают тот объем, который оплатили. Не стоит скидывать со счетов достаточно четкий сигнал из Белого дома странам ЕС: "Запрет распространяется только на российскую нефть".

Полный запрет российской нефти – это "палка о двух концах"

На прошлой неделе глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявляла, что для ЕС важно решить проблему зависимости от российской нефти. Она не отрицает, что это будет нелегко.

"Это нужно сделать аккуратно, чтобы найти альтернативных поставщиков нефти и минимизировать влияние санкций на глобальные рынки. От сырой нефти из России мы откажемся в течение полугода, а от продуктов нефтепереработки – к концу года", – заявила Урсула фон дер Ляйен, цитирует европейскую чиновницу российский "Коммерсант".

Несмотря на решимость Европарламента утвердить шестой пакет антироссийских санкций, провозглашающий полное эмбарго на покупку российской нефти, не всем европейским странам такое решение по душе. И в России, и в Евросоюзе понимают, что это "палка о двух концах". Несмотря на заявленные планы по развитию проектов "зеленой энергетики", потребность в углеводородах в Европе остается все еще высокой.

Побывавший недавно с визитом в казахстанской столице министр внешнеэкономических связей и иностранных дел Венгрии Петер Сийярто заявил, что антироссийские санкции в первую очередь ударят по энергетической безопасности его страны. Под угрозой закрытия не только венгерские НПЗ, но и другие важные промышленные предприятия. Других маршрутов поставки сырья, кроме нефтепровода "Дружба" из России у Венгрии нет. Нет также времени и средств на строительство альтернативных маршрутов.

"Мы проголосовали за каждый пакет антироссийских санкций, но, тем не менее, сталкиваемся с несправедливыми упреками со стороны Евросоюза… И нам не важно, что о нас говорят на Западе или Востоке, для нас важным является вопрос нашей энергобезопасности", – подчеркнул Петер Сийярто.

Кстати, аналогичные слова относительно срочного поиска альтернативных маршрутов произносил ранее и министр энергетики Казахстана Болат Акчулаков, когда приостановилась поставка казахстанской нефти по нефтепроводу КТК по причине выхода из строя выносных причальных устройств.

Венгрия не одинока в тревоге за свою энергетическую безопасность. В аналогичной ситуации Словакия и Чехия, Греция и Испания. Даже самая крупная страна ЕС – Германия просит Европарламент об отсрочке запрета на российскую  нефть и нефтепродукты не на шесть месяцев, а на целых три года в надежде, что за это время будет возможность решить вопрос с альтернативными маршрутами и с дальнейшей реализацией проектов "зеленой энергетики".

Возникает еще один вопрос: "А хватит ли заявленных полугода или трех лет для того, чтобы по истечении этого срока отказаться от российских углеводородов?"

Если вести речь о других поставщиках газа, а это могут быть Катар, Иран и США, то ввиду отсутствия прямых газопроводов и нефтепроводов поставки по морю потребуют большое количество специальных танкеров. Транспортировка будет явно недешевой, что ударит по карману рядовых европейцев. Так что любой запрет на поставки российской нефти – это "палка о двух концах". Пострадают не только Россия, но и все страны Евросоюза, все еще нуждающиеся в нефти.

Прагматизм – "соломоново решение" для двух сторон

Вот уже пошел третий месяц, как продолжается военная операция России на территории Украины. Разрушены украинские города и села, гибнут люди, растет количество беженцев, но нефте- и газопроводы, словно "заговоренные", остаются нетронутыми.

Несмотря на заявления о санкциях, проблем с продажей российских газа и нефти нет. Европа активно скупает голубое топливо из России, заполняя все имеющиеся у нее хранилища "под завязку", чтобы подготовиться к будущей зиме.

Как быть Казахстану, если информационные вбросы о якобы планируемой национализации Россией нефтепровода КТК могут стать реальностью?

"Даже если предположить гипотетически, что нефтепровод КТК будет национализирован, то, учитывая спрос на углеводороды, европейские покупатели будут продолжать покупать сырье, а мы (Казахстан) все равно будем его продавать. Весь вопрос уже будет в тарифе за транзит", – сказал корреспонденту inbusiness.kz высокопоставленный источник из нефтегазовых кругов республики на условиях анонимности.

По словам собеседника, отказаться от поставок через КТК европейские страны вряд ли смогут, так как 70 процентов нефти, добываемой в Казахстане, – это европейские и американские компании.

"Но даже если предположить полный отказ от поставок любой нефти по КТК, включая и казахстанскую, то необходимость в ней отпадает вообще. Зачем такая "труба", которая не приносит дохода", – заметил собеседник.

По его словам, казахстанская сторона в настоящее время рассматривает предложение для обеих сторон – ЕС и России: "Нефтепровод КТК должен быть выведен в отдельное юридическое поле, то есть вывести его из-под санкций. Во- вторых, если нет времени и средств на альтернативные маршруты, то необходимо разрешить России зарабатывать на транзите нефти из Казахстана. Это разумный подход, основанный на прагматизме", – подчеркнул источник.

В то же время, по его мнению, Казахстан не должен сидеть "сложа руки" в ожидании, когда разрешится конфликт, а позаботиться об альтернативном маршруте, используя те три года отсрочки, о которых просит Германия.

Через полтора года с завершением проекта расширения на Тенгизе объем добычи нефти на этом месторождении вырастет с 25 миллионов до 37-38 миллионов тонн в год. Это означает, что на экспорт по КТК должно будет уходить не менее 66 миллионов тонн нефти, включая объемы с Кашагана и Карачаганака. Действующие маршруты (через Южный Кавказ и Россию) не смогут вместить растущие объемы добываемой нефти в Казахстане, которые вкупе перевалят за 90 миллионов тонн в год.

"Единственное решение по альтернативе – это построить новый нефтепровод в сторону соседнего Китая. Если власти Поднебесной получат согласие от Казахстана, что поставки будут долгосрочными, то они могут оперативно и вложить инвестиции, и построить нефтепровод. Нефтехимия, даже если мы и опоздали с ней, не сможет переработать всю добываемую в стране нефть. Нам нужен еще один нефтепровод", – резюмировал собеседник.

Кульпаш Конырова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться