Согласно данным комитета правовой статистики и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК, за шесть месяцев 2022 года в Казахстане совершено 1834 суицида (1942 в тот же период в 2021 году). Из них 1430 мужчин (43 несовершеннолетних), 386 женщин (22 несовершеннолетних). Среди факторов, предшествующих суицидальному поведению, первое место занимают одиночество и чувство отверженности, второе – тяжелое материальное положение (банкротство, долги), третье – неблагоприятные жилищные условия. Далее по списку следуют такие причины, как конфликтные отношения с родственниками, супругом, родителями, на работе и учебе, развод, нежелательная беременность, тяжелые соматические заболевания, переживание утраты и так далее.
Влияет ли социально-экономический статус человека на его социальное самочувствие? Есть ли между этим прямая связь и какие факторы могут толкать людей на такие радикальные решения, как самоубийство, корреспондент inbusiness.kz узнал у социологов.
Чем измерить социальное самочувствие?
Социолог и депутат мажилиса парламента РК Юлия Кучинская отмечает, что социальное самочувствие определяется множеством факторов экономического, социального и личностного характера. На социальное самочувствие человека оказывают влияние степень удовлетворенности его своим здоровьем, семейными отношениями, условиями жизни, материальным благополучием семьи, личным, профессиональным ростом, вовлеченностью в общественную жизнь, доступностью социальных благ и множество других факторов, вплоть до погоды и дня недели.
"Однако важно понимать, что отношение и восприятие различных благ будет разным у каждого. Например, мы можем взять двух граждан с одинаковыми условиями жизни, уровнем дохода, статусом, но их уровень социального самочувствия может быть абсолютно противоположным. Также уровень социального самочувствия у успешного, экономически независимого человека может быть ниже, чем у рабочего с невысоким уровнем дохода", – сказала социолог.
В то же время нельзя отрицать значимость влияния социально-экономического положения на климат в обществе. Юлия Кучинская отметила, что в мире существует множество исследований, направленных на измерение социального самочувствия: Индекс счастья, Индекс социального самочувствия, Индекс лучшей жизни, Индекс удовлетворенности жизнью в странах мира и другие, где оценка материального положения семьи на момент опроса и прогноз его изменения в ближайшие годы являются одним из ключевых показателей. Более того, сам термин "социальное самочувствие" используется, как "субъективное благополучие", а результаты индексов являются альтернативным источником оценки эффективности экономического развития страны и его отражения на жизни граждан.
"Как я говорила ранее, показатели материального благополучия, безусловно, влияют на социальное самочувствие, но, поскольку это субъективная категория, отношение к одному и тому же благу будет зависеть от уровня потребностей, притязаний человека, его накопленного опыта, прилагаемых усилий и массы других обстоятельств", – добавляет специалист.
Так, результаты сравнительных межстрановых исследований уровня счастья показывают, что иногда жители стран с более высоким уровнем развития менее счастливы, чем жители стран с малой экономикой. Согласно опросу, проведенному в 2021 году Gallup International в 44 странах, Казахстан вошел в пятерку стран мира с самым высоким индексом счастья населения. А по данным бюро национальной статистики АСПиР РК, свыше 60% казахстанцев в 2021 году считали себя счастливыми, еще треть – частично счастливыми. При этом наиболее счастливыми были мужчины, жители сельских населенных пунктов, самозанятые и молодежь.
"Полагаю, что на социальное самочувствие, помимо всего прочего, влияют такие факторы, как возможности для самореализации, стабильность, движение вперед при приложении определенных усилий, возможность заниматься любимым делом. Также немаловажным фактором является этнокультурная, историческая составляющая", – говорит социолог.
В свою очередь социолог Жанар Джандосова видит непосредственную связь влияния социально-экономического статуса человека на его социальное самочувствие. В первую очередь об этом говорит статистика по суицидам.
"Хотя в целом цифра по статистике суицидов у нас довольно стабильная. С 2019 года около 3800 людей в год заканчивают жизнь самоубийством, из них 30% – мужчины, 20% – женщины. В 2020 году в центре исследований, мы проводили анализ причин самоубийств и конфликтов. Несмотря на увеличение количества конфликтов в семьях, число самоубийств в этот период снизилось. Это говорит о том, что люди могут собраться и противостоять сложностям в трудные моменты", – говорит специалист.
Социолог считает пугающими показатели самоубийств, связанных с тяжелым материальным положением, долгами и банкротством.
"Это очень пугающие цифры и прямое указание на ухудшение социально-экономического статуса людей. В то же время такие проблемы, как ухудшение семейных отношенный, развод, не так превалируют. Мы привыкли думать, что суицид совершают подростки по причине неразделенной любви или недопониманий, но это не так. Возраст людей, которые решают уйти из жизни по причине того, что у них что-то не так с материальным положением, в основном варьируется в диапазоне от 40 до 50 лет", – отмечает она.
Ключевые факторы для необратимых решений
Парадокс, но Казахстан находится в числе лидеров Индекса счастья и в тоже время – в числе стран с высоким уровнем суицидов. По словам социолога, суицид – это прежде всего отражение психоэмоционального состояния человека. Психологи убеждены, что суицид редко бывает бессмысленным или бесцельным действием. Те, кто идет на этот шаг, видят в нем выход из затруднений, невыносимой жизненной ситуации. Состояние, когда кажется, что других путей решения проблемы нет, когда нет сил преодолевать сложности, толкает людей на такие действия.
Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, суицид входит в пятерку наиболее частых причин смертности. Ежегодно во всем мире добровольно уходят из жизни свыше полумиллиона человек, 77% мирового числа самоубийств совершаются в странах с низким и средним уровнем дохода.
"В целом причины и мотив суицида могут быть самые разные. Некоторые психологи отмечают, что часто за суицидальным действием стоят чувства изоляции, беспомощности, безнадежности, стыда за себя, страха наказания. Среди ключевых причин выделяют лично-семейные, состояние здоровья, конфликты на работе, в учебе, материально-бытовые трудности. Полагаю, что на уровне системных мер профилактики суицидов очень важно уделять больше внимания вопросам развития психоэмоционального интеллекта у людей, учить снимать напряжение, проводить досуг, межличностное общение", – говорит специалист.
Юлия Кучинская подчеркивает необходимость человекоориентированной политики. То, что должно лечь в основу концепции "слышащего государства", найти отражение в различных показателях результативности государственных программ и так далее.
Социолог согласна с тем, что уровень социального самочувствия населения отражает эффективность социально-экономического развития региона. Зачастую показатели ВВП, притока инвестиций, развития промышленности не отражают реального положения граждан. По ее словам, для большей эффективности важно проводить комплексную оценку развития региона с учетом социального самочувствия граждан, статистических данных экономического, социально-демографического развития, правовой статистики.
"Говорить про материальную поддержку сегодня достаточно сложно, так как сегодня много такой поддержки. Здесь больше надо говорить об эффективности экономики, повышении заработных плат граждан, снижении их кредитной зависимости. Нужна системная работа по всем этим направлениям, поэтому сложно сконцентрироваться на чем-то одном", – считает Юлия Кучинская.
По словам Жанар Джандосовой, изменить ситуацию и увеличить социальный оптимизм людей поможет грамотное управление экономическим блоком.
"Часто специалисты на местах не видят причинно-следственные связи. Мы тратим огромные деньги на субсидии сельскому хозяйству, что порождает коррупцию и разрушает экономику в дальнейшем. Нужно отказываться от регулирования сельского хозяйства и малого бизнеса. Мы должны сделать строже ответственность банков по выдаче кредитов. Но тут же должна быть финансовая грамотность и ответственность самих людей. Да, людям помогать нужно, но в целом возможно пересмотреть нашу черту бедности, которая очень странная. Мы все знаем, что за один поход в магазин, покупая обычные продукты на человека, тратишь 15 тыс. тенге. А что говорить, если семья многодетная?" – задается вопросом социолог.
Что могут сделать СМИ?
В тоже время, как отметил директор представительства "Казахстанский Медиа Альянс" в Нур-Султане, генеральный директор медиахолдинга ATAMEKEN BUSINESS Канат Сахария, ответственное освещение самоубийств может предотвратить последующие суициды. По его словам, правильное распространение информации, касающейся данной проблемы, и повышение уровня ее осознания населением являются необходимыми элементами, обеспечивающими успех программ превенции самоубийств.
"В современном обществе СМИ могут играть активную роль, в том числе и в предотвращении самоубийств. У большинства людей, размышляющих о самоубийстве, отношение к нему является неоднозначным. Они не уверены в том, что они действительно хотят умереть. Одним из многих факторов, которые могут подтолкнуть уязвимого человека к совершению самоубийства, нередко оказывается его широкое освещение в СМИ. Особенности освещения СМИ случаев самоубийств могут оказать влияние на лиц с суицидальными наклонностями", – подчеркнул Канат Сахария в ходе дискуссии по ответственному освещению в СМИ, которая была проведена в Нур-Султане.
Напомним, также в ходе дискуссии Канат Сахария представил проект декларации для журналистов и главных редакторов, в котором призвал профессиональное сообщество не детализировать сообщения в СМИ о самоубийствах. Другими словами, не раскрывать в материале такие подробности, как место, способ, причины совершения суицидов, чтобы не сработал так называемый эффект Вертера, когда лица, имеющие суицидальные наклонности, брали описанный случай в качестве руководства к действию.
Мария Галушко