Как вице-министр Берик Камалиев нивелирует дорожный конфликт в ЗКО

Вице-министр МИИР РК предложил заключить договор цессии.

Как вице-министр Берик Камалиев нивелирует дорожный конфликт в ЗКО Фото: Оксана Дементиевская

Цена вопроса дорожного конфликта на участке трассы Казталовка – Жанибек – граница РФ в Западно-Казахстанской области выросла до 336 млн тенге. Задолженность проштрафившейся компании оказалась выше озвученной ранее, передает корреспондент inbusiness.kz.

В Западно-Казахстанском филиале "КазАвтоЖола" разбирали причины задолженности в размере 236 млн тенге 15 западноказахстанским подрядчикам, выполнившим работы по заказу ТОО ADF-Story+. На совещании главный подрядчик – директор ТОО "Темiр Жол Жөндеу" заявил, что и этой компании ADF-Story+ должно около 100 млн тенге.

Интересный сюжет

Ситуация с оплатой договоров субподрядчиков напоминает хорошо закрученный сюжет экономического детектива: деньги из бюджета выделены, освоены по целевому назначению, работы выполнены, а защитить права конечных исполнителей, оставшихся ни с чем, никто не может. Подножка от закона кроется в гражданско-правовых отношениях компаний между собой. А именно: прокуратура, акимат и основной подрядчик, со своих счетов списавший средства в адрес ADF-Story+, отсылают субподрядчиков в суд. И суд даже выносит решения в пользу затратившихся компаний. Но взять с ответчика нечего.

Все это похоже на давно разработанную и четко действующую мошенническую схему честного отъема заработанных средств. Но мошенническое действие во всей этой истории только одно – письмо гарантии выплаты средств субподрядчикам от ADF-Story+, с их слов, оказалось фальшивкой. А вот звонки от Западно-Казахстанского филиала "КазАвтоЖола" с заверениями обязательной оплаты были вполне реальными, в которые и поверили западноказахстанские поставщики товаров и услуг. Экс-руководителя филиала "КазАвтоЖола" с должности сняли, но долги у субподрядчиков так и остались. Некоторые из этих компаний находятся на грани банкротства, нечем платить зарплаты сотрудникам.

"Мы неоднократно встречались с руководством "КазАвтоЖола", "Темiр Жол Жөндеу", акимата. Все рекомендуют обращаться в суд. Почему такой недобросовестный поставщик был приглашен на серьезные работы? У нас в области есть много надежных компаний", – высказал общую позицию субподрядчиков директор ТОО "АБ-групп" Ерлан Актау.

У главного подрядчика своя версия

"В 2020 году было выделено 990 млн тенге на строительство 4 км 800 м. Мы помогали недостающей техникой. Финансирование было выделено летом, сроки были сжатые, главным условием было, чтобы подрядчик мобилизовался в десятидневный срок. В этот срок он поставил городок, поставил технику, показал нам договоры аренды. Он работы выполнил, мы ему оплатили выполненные работы. В конце года мы узнали, что он не оплатил своим подрядчикам. Нам они должны порядка 100 млн. Мы проверяли по налоговым обязательствам, арестов на тот момент не было", – рассказал генеральный директор ТОО "Темiр Жол Жөндеу" Айбек Терекбаев.

Айбек Терекбаев также заверил, что руководитель ADF-Story+ ни от кого не скрывается и готов выплатить заработанные средства своим западноказахстанским подрядчикам с оплаты других выполняемых им проектов.

Позиция акимата и министерства

"Полностью разделяю проблему и боль наших граждан, они достойно выполнили свою работу. Тем не менее мы не можем обязывать генерального подрядчика взять на себя обязательства ADF-Story+", – сказал заместитель акима ЗКО Темирхан Мендыгалиев.

Законных оснований действительно нет, отметил и вице-министр министерства индустриально-инновационного развития РК Берик Камалиев.

"Но мы готовы рассмотреть вопрос и помочь. Как подрядчику "КазАвтоЖола", поручаю ТОО "Темiр Жол Жөндеу" возобновить и продолжить работу по трехстороннему соглашению. Заключить договор цессии и долги подрядчиков взять на себя: 100 млн тенге ваших и 236 млн тенге остальных, итого 336 млн тенге. У вас есть юристы, сила и мощь, чтобы вернуть эти средства. Если нет – значит, ADF-Story+ надо наказать вплоть до уголовного дела. Больше выхода я не вижу, – обратился к субподрядчикам ЗКО Берик Камалиев. – Мы не настаиваем на продолжении вашего сотрудничества в дальнейшем, но дорогу надо дальше строить".

Предложение вице-министра западноказахстанские подрядчики встретили аплодисментами. Главное, чтобы оно было реализовано, отметили они.

Сенат обеспокоен строительством скандальной дороги

Вчера сенатор Нариман Турегалиев в своем депутатском запросе на имя премьер-министра страны обратил внимание на то, что президент страны еще в 2019 году дал поручение решить проблему дороги Казталовка – Жанибек – граница РФ, оно до сих пор не исполнено. Этот вопрос перед сенаторами поднимали жители района во время недавней рабочей поездки депутатов в область.

"В 2019 году была разработана проектно-сметная документация на 145 км участка Казталовка – Жанибек – граница Российской Федерации и 103 км автодороги Бисен – Онеге – Сайхин, всего 248 км, определены четыре подрядчика на строительство. Стоимость проектов составила 57 млрд тенге. Сроки реализации проектов увеличены с 21 до 23 месяцев, за исключением зимних месяцев. При своевременном выделении соответствующих средств к концу 2021 года все строительные работы должны были быть завершены. К сожалению, все пошло не так, как планировалось, за три года построено всего 55 км из 248 км дорог, и если так будет продолжаться, то на строительство этих участков уйдет не менее четырех-пяти лет", – сказал депутат.

Сенатор попросил принять ряд мер для ускорения строительства дорог.

Напомним, скандальная история капитального ремонта республиканской дороги Казталовка – Жанибек – граница РФ с 53 до 95 км тянется с 2019 года.

Оксана Дементиевская, Уральск