Из-за потрясений на мировых рынках капитала многие компании отложили первичное размещение акций, но именно низкая конкуренция может дать шанс казахстанским "голубым фишкам" на успешное первичное размещение.
27 июня президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил, что "Простые граждане нашей страны должны иметь возможность приобретать акции национальных компаний и получать свои дивиденды от вложений. Именно таким способом формируется инвестиционная культура населения. Участие в IPO должно стать доступным абсолютно для всех жителей Казахстана".
Выступление президента всколыхнуло давнюю дискуссию: насколько удачное на дворе время для выхода на биржу национальных компаний и если удачное – где размещать бумаги? В Казахстане или за рубежом?
У нашей страны накоплен неплохой опыт вывода крупных национальных компаний в конкурентную среду. С 2011 года на биржу вышли "КазТрансОйл", KEGOC и "Казатомпром" (одна из ведущих компаний на мировом рынке урана). В этом году планировался листинг "КМГ" и "Эйр Астаны", однако экспертов смущает неопределенность на глобальных рынках.
За годы с момента первых "народных IPO" многое поменялось, в первую очередь сам фондовый рынок Казахстана. За 10 лет совокупный объем торгов на KASE вырос почти в 6 раз – с 30,2 трлн тенге до 174,4 трлн тенге. Капитализация всех рынков биржи в 2011 году достигала 6,5 трлн тенге, где на рынок акций приходилось чуть более 150 млрд тенге. По итогам прошлого года только рынок акций на бирже достиг 28,8 трлн тенге — рост почти в 2000 раз.
За два последних года на казахстанских биржах произошел настоящий бум притока частных инвесторов. С учетом клиентов KASE и Astana International Exchange (AIX) количество лицевых счетов по итогам прошлого года достигло почти 480 тыс.
Столичная биржа тоже активно развивается. В прошлом году объем торгов на этой площадке вырос более чем в 5 раз. В официальный список AIX вошел 131 выпуск ценных бумаг 84 различных эмитентов, включая 2 биржевых фонда (ETF) и 16 биржевых нот (ETN). Объем привлеченного долгового капитала составил порядка $1,27 млрд, объем привлеченного долевого капитала $321 млн. Общая рыночная капитализация компаний, имеющих листинг долевых инструментов на AIX превысила $48 млрд.
Осторожно, рынок закрывается?
По данным Dealogic в январе-мае 2022 года объем IPO на биржах в США и Европе сократился на 90% — 157 компаний привлекли $17,9 млрд против 628 компаний и $192 млрд в прошлом году за этот же период. Во всем мире объем привлечений сократился на 71% — с $283 млрд до $81 млрд, а число размещений — с 1237 до 596.
В этих условиях компании начали отказываться от выхода на биржу. В Нью-Йорке из-за рыночных потрясений еще в январе девять компаний отменили IPO, в том числе облачная платформа Justworks Inc., а также инвестфонд Four Springs Capital Trust — их считали наиболее перспективными.
Южнокорейская Hyundai Engineering также отозвала свой листинг на $1 млрд после того, как не смогла привлечь спрос по желаемой цене. Индийская компания Life Insurance Corp of India к маю 2022 года потеряла $17 млрд своей рыночной стоимости после IPO. Это одно из самых худших размещений в этом году, антирекорд у южнокорейской LG Energy Solution — стоимость ее акций упала на 30% после дебюта на бирже.
Рекордные показатели по IPO в I-III кварталах 2021 года аналитики объясняют тем, что тогда случился массовый выход на рынок компаний, которые в 2020 году приостановили свои планы по выходу на биржу. В этом году волатильность рынка, война в Украине и угроза глобальной рецессии вынуждают их отказаться от IPO.
Впрочем, спад начался еще до войны в Украине — в IV квартале 2021 года, когда стало ясно, что ФРС будет сокращать программу стимулов и перегретые фондовые рынки ждет коррекция.
"Сейчас худшее время за последние пять лет с точки зрения настроений на рынке", — считает Ли Ханг, глава отдела рынков акционерного капитала брокерской компании CLSA.
Однако есть и противоположная точка зрения.
Да здравствует рынок!
"Покупай, когда на улицах течет кровь, даже если она твоя", — эту цитату приписывают Натану Майеру Ротшильду, ее любит повторять Уоррен Баффет и выносит в заголовки The Wall Street Journal при каждом обвале фондовых бирж.
Атмосфера страха на рынке — идеальный момент для инвестора, считает легенда американского фондового рынка.
"Те, кто инвестируют только тогда, когда рынок оптимистичен, в конечном итоге платят высокую цену за бессмысленные заверения аналитиков, — уверен Баффет. — Падение рынков может быть полезным для настоящего инвестора. Обычно мы совершали лучшие покупки, когда опасения по поводу какого-либо макроэкономического события были на пике".
Классический пример успешного IPO "вопреки страхам на рынке" — выход на биржу Visa в марте 2008 года, в разгар мирового финансового кризиса. В этот год стоимость американских компаний снизилась в среднем на 40%, но Visa разместила на NYSE 406 млн акций класса А по цене $44 за акцию, что было на $2 выше изначального ценового диапазона $37-42. Сумма сделки составила $17,9 млрд, и еще около $1,2 млрд было выручено за счет реализации опциона доразмещения. За неполные 11 лет акции VISA выросли в цене более чем в 4 раза, обеспечив инвесторам среднегодовую доходность около 12,8% без учета дивидендов.
IPO нефтяного гиганта Saudi Aramco в начале декабря 2019 г. стало крупнейшим в истории и казалось не самым удачным, поскольку нефть уже несколько лет застыла в цене, а в мире был разгар моды на "зеленую энергетику". Однако в ходе первичного размещения было продано 1,5% компании за $25,6 млрд и еще $3,45 в виде опциона доразмещения. И хотя из-за пандемии бумаги Saudi Aramco значительно колебались в цене, к маю 2022 года они все-таки показали доходность почти в 33%, а в целом компания вернула статус самой дорогой в мире.
Самый свежий пример — IPO Porsche. "Материнский" концерн Volkswagen Group на днях подтвердил свое намерение выйти на биржу до конца этого года, несмотря ни на что.
Когда инвесторы расстегнут кошельки?
Успешность IPO напрямую зависит не только от текущей ситуации и прибыльности компании, качества андеррайтинга, а также площадки для размещения. Например, среди 10 самых удачных IPO в этом году только два котировались на американских или европейских биржах. Группа прямых инвестиций TPG привлекла $1 млрд на Nasdaq в январе, а норвежский производитель нефти и газа Vår Energi — $880 млн в Осло.
Несмотря на ухудшение условий для IPO в целом, высокие цены на энергоносители сделали IPO нефтегазового сектора более привлекательными, так что как минимум у "КазМунайГаза" есть шансы на успех. Кстати, Saudi Aramco рассматривает возможность первичного размещения акций своего торгового подразделения на фоне бурного роста цен на нефть.
Понятно, что размещение в текущих условиях будет непростой задачей, однако при качественной работе андеррайтера выход на биржу нацкомпаний может стать выгодным и для инвесторов, и для самих компаний, которые могут привлечь финансирование для развития. Леонид Делицын из "Финама" считает, что до выборов в палату представителей США (они пройдут в ноябре) инвесторы, скорее всего, "застегнут кошельки", однако конец 2022 года будет благоприятным для размещения.
Остается только вопрос, где размещать бумаги. Неопределенность на внешних рынках заставляет внимательнее присмотреться к размещению внутри страны, благо в Казахстане уже есть целых две биржи – KASE и МФЦА, и обе с хорошим запасом историй листинга компаний. Нельзя забывать и про внешнеполитические факторы.
Главной уязвимостью для компаний в настоящее время является непредсказуемое изменение политической обстановки на мировом пространстве. На этом фоне Казахстан, сумевший консолидироваться, укрепить после потрясений начала года политическую структуру (что показал недавний конституционный референдум), выглядит более предсказуемым полем, чем мировой рынок в целом. Не стоит забывать и о том, что размещение интересных активов на казахстанских площадках может привлечь к ним внимание зарубежных инвесторов, это тоже одна из задач, важность которой подчеркнул в своей речи 27 июня глава государства.
Михаил Иванов