По оценке экономистов, с точки зрения макроэкономики фискальные льготы, введенные для бизнеса и некоторых отраслей, позволили нарастить валовой внутренний продукт (ВВП). Но вот с точки зрения микроэкономики такие меры привели к падению валового национального продукта (ВНП), передает inbusiness.kz.
Нужны единые принципы
Среди отраслей, для которых были введены значительные фискальные льготы, экономист Марат Абдурахманов назвал недропользователей, строителей, а также компании, оказывающие финансовые услуги и коммунальные услуги. По мнению эксперта, ситуация принципиально не изменилась, хотя меры были приняты разные.
"Льготы при налогообложении должны отвечать требованиям Конституции. Именно поэтому мы получили расслоение общества по доходам. Нужно просто исполнить Конституцию и ввести единые принципы и подходы к налогообложению", – считает экономист.
По его мнению, единые принципы означают, что налогообложение дохода будет производиться только после вычета расходов, как юридических, так и физических лиц. Но оплата налогов должна осуществляться не посредникам, а напрямую получателям бюджетных денег.
"Это позволит бороться с коррупцией комплексно. Налогообложение с учетом фактических расходов позволит ввести понятие необлагаемого чистого дохода. При таком подходе в связи с сильной импортозависимостью требуется отмена НДС на производство товаров, работ, услуг, но с сохранением его на импорт", – пояснил собеседник.
При таком подходе, по мнению Марата Абдурахманова, гражданам будет выгодно работать только официально, поскольку так они смогут через налоги влиять на ситуацию от своего региона до страны в целом. Естественно, судам будет выгодно защищать бизнес, поскольку он будет их кормить напрямую, и не выгодно уничтожать бизнес, поскольку появится прямая зависимость: прибыль – благосостояние общества.
"Для реализации этих предложений достаточно с помощью электронного тенге ввести блокчейн в финансовой системе. Это позволит полностью отказаться от налоговых деклараций и сделает кредит доступным только для реальных инвесторов и действующего бизнеса. И позволит повысить эффективность денежного обращения", – добавил экономист.
Налоговая реформа или проформа?
Еще один известный в Казахстане экономист, Алмас Чукин отметил, что Казахстан имеет глубокий структурный кризис государственных финансов – уровень текущих собираемых доходов бюджета более чем на 20% меньше расходов. Разница закрывается пока переводами из Нацфонда, но долго так не может продолжаться. Размер Нацфонда стагнирует, а расходы растут.
На вопрос: "Что делать?" – экономист ответил, что в мире и в истории есть три способа решить проблему дефицита бюджета. Вариант первый – сократить расходы. Можно резко сократить расходы – секвестр бюджета. Но, как правило, ни один политик на такие вещи не идет, если только не заставят обстоятельства. Второй вариант – можно увеличить доходы, то есть поднять налоги. Так или иначе, по этому пути идет весь мир.
По статистике, средняя налоговая нагрузка в мире (процент бюджета от ВВП) растет. Сейчас для развитых стран характерно от 30% до 50%, то есть почти каждый третий, или в Скандинавии каждый второй доллар, изымается и возвращается государством в экономику.
"Покажите мне страну, где снижали налоги (Казахстан – одна из них, у нас сейчас в районе 15%), и я вам покажу страну с проблемами в госфинансах", – отмечает экономист.
Опять же политики не любят поднимать налоги, так как это крайне непопулярная мера.
Третий вариант – добиться высоких темпов роста экономики и контролировать расходы, тогда при тех же ставках налогов общий доход вырастет и можно не повышать ставки налогов. Такие страны есть (Ирландия, Польша и несколько других), но они скорее исключение из правил. Для этого варианта требуется очень много квалифицированных людей, объединенных общей политической волей и пониманием законов экономики.
"У нас остается только "средний" вариант – попытаться сделать по чуть-чуть от каждого варианта. В чем главная проблема? Реформу налогов заболтали, и нет ответа на горящий главный вопрос – где деньги взять. Все галдят о своем, одному льготы давай, другому разные ставки на молоко и сливки, третьему администрирование помягче надо", – пояснил Чукин.
Как добавил экономист, у налоговой политики есть две стороны – фискальная и экономическая. С фискальной стороны все очень просто. Должна быть одна цифра и больше ничего. Правительство, парламент приходят к пониманию, что, к примеру, на бюджет нужно 25 трлн тенге в 2025 году. Больше не надо мажилису мучиться и страдать. Минфин и минэкономики должны посчитать и сказать: для того чтобы собрать 25 трлн тенге, мы предлагаем три варианта ставок налогов. Но если под поставленную цель не будет методов ее достижения в виде параметров фискальной (налоговой) политики – не будет 25 трлн тенге.
Почему, по мнению экономиста, у Казахстана три варианта, а не один? Налоги – не только средство сбора средств на бюджет, но и мощный инструмент экономической политики. Государство сильно влияет на поведение всех экономических игроков, выбирая, "с кого сколько взять", и потом принимая решение, на что потратить.
"Например, с птицеводов будем брать больше, а рыбакам дадим льготы, и тем самым общество дает сигнал – хотим рыбы больше, а птицы меньше. Но все намного сложнее. Но это уже дело политиков – решить, кому и что дать, так как шумят и требуют все", – отметил экономист.
В качестве примера Алмас Чукин привел опыт России, которая в этом отношении показала пример точных и жестких действий. Столкнувшись с резким ростом расходов и снижением доходов в условиях войны, они за три месяца обсудили и приняли радикальные меры по увеличению налоговой базы. Ведь дефицит бюджета для экономики хуже, чем девальвация, инфляция, рост ставок и кризис платежей.
По мнению эксперта, надо пройтись по расходам с ножницами, но там много не нарежешь, так как бюджет у нас сверхсоциальный. Надо пройтись по льготам – "СЭЗ всякие и прочее". Но без увеличения доходов проблему не решить.
"А источников новых доходов у нас всего три: два прямых – КПН (налог на прибыль) и ИПН (налог на доходы людей) и один косвенный – НДС (налог на потребление, то есть на нас). КПН поднимать не стоит, так как это главный источник инвестиций. За счет прибыли в основном предприятия развиваются. Забрать у них прибыль – значит лишить страну будущего. ИПН можно слегка поднять, но денег там немного, а шума и ухода в тень будет достаточно. Единственное решение, которое меньше всего вредит экономике, – поднять НДС хотя бы до 16%, может, в два шага по 2%", – поясняет Чукин.
По словам эксперта, без роста экономики в 5-6% рост бюджета вообще не вытянуть. Там, может, и до 20% НДС дойдем. Живет же РФ с 20%, а Беларусь вообще с 25%.
"В принципе, НДС – налог социально справедливый. Кто больше потребляет, тот больше платит. Если человек получает и тратит в месяц 300 тыс. тенге, то он платит 32 тыс. тенге НДС (267,857 за товар и 12% 32,142 НДС). Если станет 16%, то НДС будет на 10,714 больше. А вот пойдет более обеспеченный человек покупать себе машину, дом, отпуск в Европе, то он заплатит этого НДС выше крыши на сотни тысяч. И попадут эти деньги в бюджет, и глядишь, на ремонт сельской школы хватит или на новые учебники", – считает Алмас Чукин.
Ранее сообщалось, кому в Казахстане предоставляются налоговые льготы. Но еще в 2020 году в одном из аналитических исследований отмечалось, что налоговые льготы в Казахстане слишком щедрые. В стране размытая структура критерия для применения фискальных стимулов.