"Налоговые льготы в Казахстане слишком щедрые"

5989

В стране размытая структура критерия для применения фискальных стимулов.

"Налоговые льготы в Казахстане слишком щедрые"

Максимальный отказ от налоговых льгот, предоставляемых предприятиям, рекомендуется Казахстану в аналитическом исследовании "Макроэкономический иммунитет" Института мировой экономики и политики (ИМЭП) и консалтинговой компании Whiteshield Partners. Об этом во время презентации работы сообщил главный менеджер WP Дмитрий Галиций.

"Аспект, который выделяется в Казахстане, – это значительное количество налоговых льгот. Налоговые льготы не только не помогают конкуренции, они мешают, так как они вносят диспропорции в том, что получают крупные компании и МСБ. В целом в Казахстане более 54 схем различного стимулирования, большинство из которых являются слишком щедрыми. При этом достаточно сложная и расплывчатая структура критериев для применения этих стимулов", – заявил Дмитрий Галицкий.

Он отметил, что в республике около 12 специальных экономических зон (СЭЗ), но большую долю в добавленную стоимость в них генерируют компании квазигосударственного сектора:

"По сути, государство создает экономические зоны для себя".

Эксперт обратил внимание также на то, что в стране нет на государственном уровне систематического анализа затрат и выгод от действия дотаций.

Как указывается в исследовании Whiteshield Partners, в этой связи требуется проведение тщательного анализа существующих налоговых льгот с целью их оптимизации и сокращения. Налоговые льготы составляют упущенные налоговые поступления в размере от 12% до 20% от общей суммы налоговых сборов, но информации об их эффективности недостаточно.

К примеру, льготы по НДС в Казахстане распространяются на все сектора и не сосредоточены в какой-либо конкретной области. С увеличением экспорта в 2018 году повысились потенциальные налоговые потери от нулевой ставки НДС при реализации товаров на экспорт. Налоговым кодексом также предусмотрено множество льгот по внутреннему НДС, что приводит к потерям в размере 1,2-1,3% от ВВП.

"Расширение налоговой базы путем устранения необоснованных налоговых льгот облегчает соблюдение требований для граждан и предприятий, а сбор налогов – для администрирования. Налоговые льготы не являются эффективным способом стимулирования казахстанской экономики, так как в основном получатели – крупные компании, в том числе государственные компании, которые и так поддерживаются правительством и, таким образом, уменьшают рыночную конкуренцию", – констатируют авторы исследования.

Зависимость от КНП

Для стабилизации доходов бюджета аналитики считают правильным пересмотр комбинации ставок прямого и косвенного налогообложения. 

Так, предлагается снижение КПН для несырьевого сектора до 15%. Для банков и недродобывающей отрасли корпоративный подоходный налог должен оставаться на текущем 20%-ном уровне.

"Необходимо снижение КПН, для того чтобы простимулировать бизнес. В Казахстане он является одним из достаточно высоких налогов по сравнению со многими странами. Но нужно сместить акцент на такие непрямые налоги, как НДС, для того чтобы увеличить устойчивость бюджета", – отметил главный менеджер WP.

В исследовании указывается, что сегодня госбюджет страны слишком сильно зависит от подоходного налога, в то время как другие налоговые ставки и поступления относительно низкие.

"Большая зависимость от КПН делает бюджет чувствительным к изменениям экономических факторов, так как налоги с предприятий наиболее склонны следовать за экономическим циклом "подъем-спад". Более того, налог на прибыль характеризуется относительно высокой эластичностью: ставка налога оказывает быстрый и существенный эффект на корпоративные решения об инвестициях и найме. Кроме того, текущая система налогообложения не стимулирует малый и средний бизнес к росту – компании предпочитают дробить свои операции, чтобы продолжать пользоваться преференциями", – поясняется в аналитической работе.

Снижение ставки КПН позволит решить три основные задачи: развитие среднего класса через фискальное стимулирование роста предпринимательства, занятости и инвестиционных доходов; расширение налоговой базы за счет стимулирования бизнес-активности; снижение разрыва между общим и специальными режимами налогообложения.

НДС дает стабильность

В свою очередь, поэтапное повышение собираемости и ставки налога на добавленную стоимость (НДС) позволит перекрыть выпадающие сборы из-за снижения КПН.

"Для этого требуется предварительное внедрение быстрого механизма возврата зачета НДС и обеспечение доступа к дешевому оборотному капиталу. Ставка НДС в Казахстане составляет 12% и является низкой по сравнению с ОЭСР (в большинстве стран ОЭСР ставки НДС составляют около 17-18%) и соседними странами (в большинстве стран СНГ НДС составляет 18-20%, в том числе и в РФ). Повышение ставок НДС обеспечивает немедленные доходы без непосредственного влияния на конкурентоспособность. Сборы основных налоговых средств за счет НДС также означают более высокую стабильность бюджета и позволяют правительству лучше планировать расходную часть. Текущий уровень ставки данного налога целесообразно сохранить для социально значимых продуктов", – поясняется в исследовании.

Если обратиться к зарубежной практике, то принцип высокого НДС и низкого КПН применяется в Венгрии, где налог на добавленную стоимость равен 27%, а корпоративный подоходный налог – 9%. Аналогичным путем идет Узбекистан, в котором НДС составляет 15%, тогда как КПН – 8%.

Налог на дивиденды

Необходимо введение дифференцированной ставки по налогу на прибыль для средств, выплачиваемых в виде дивидендов и нераспределенной прибыли, направляемой на реинвестирование внутри компании. Ставка на выплату прибыли в качестве дивидендов должна быть равна или выше ставки ИПН, для того чтобы минимизировать возможность компаний выплачивать заработную плату в виде дивидендов, уклоняясь таким образом от налогов, полагают аналитики.

Прогрессирующий ИПН и вычеты

Прогрессирующая шкала налогообложения физических лиц должна внедряться в Казахстане совместно с внедрением полноценной системы налоговых вычетов, связанных с расходами на развитие человеческих ресурсов.

"Идет много разговором о том, стоит ли и как? В данном случае уже – как корректно применить прогрессивную налоговую шкалу для налогообложения доходов физических лиц? Следует отметить, что в совокупности с налоговой шкалой необходимо вводить полноценную систему налоговых вычетов, которая позволит гражданам снижать налогооблагаемую базу за счет определенного типа расходов, которые будут определены государством приоритетными. Например, здравоохранение или образование", – озвучил рекомендацию Дмитрий Галицкий.

В Казахстане практически сложилось прогрессивно-регрессивное налогообложение доходов населения, отмечают эксперты. В частности, доходы самозанятых облагаются ИПН в размере 0,1 МРП в рамках ЕСП. Ставка ИПН для индивидуальных предпринимателей – 3%. Занятое по найму население, чьим основным доходом является заработная плата, облагается ставкой 10% ИПН. У состоятельной части населения инвестиционные доходы (аренда (если ИП), дивиденды, проценты) облагаются более низкими ставками (0-5%), то есть совокупная нагрузка составляет менее 10%.

"В этой связи для относительной компенсации выпадающих доходов необходимо обложение всех видов доходов физлиц по одинаковой ставке (10%). При этом прогрессивность налогообложения будет обеспечена за счет учета доходов на домохозяйство и внедрения вычетов на расходы на развитие. Данный переход целесообразно провести после ввода всеобщего декларирования доходов и расходов. Реализация данной меры приведет к более справедливому распределению налоговой нагрузки и поможет сократить разрыв между богатыми и менее обеспеченными слоями населения", – подчеркивается в обзоре.

Динара Куатова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться