Экономическое положение большинства казахстанцев можно охарактеризовать существованием. Покупательская способность почти пятой части респондентов (18,4%) отражает дефицит доходов либо на еду (5,2%), либо на одежду (13,2%); около 44% населения оценили уровень своего заработка соответствующим минимуму для жизни ("хватает на еду и самую необходимую одежду, но не можем позволить дорогостоящие предметы").
Так звучит ключевой посыл социсследования "Этническая структура доходов населения", озвученный директором центра исследований социально-демографического развития АО "Институт экономических исследований" Министерства национальной экономики (МНЭ) РК Батжан Акмолдиной.
Говоря об источниках доходов, то: 58,2% респондентов получают зарплаты, 17,8% – господдержка в виде соцвыплат (пенсии, пособия, стипендии и другое), 13,3% – доходы от предпринимательской деятельности, 4% – доход от индивидуальной деятельности (репетиторство, частный извоз), 3,9% – личное подсобное хозяйство, 1,9% – гонорары от реализации проектов и частной практики и ещё 0,9% – рентные доходы от сдачи жилой недвижимости.
В опросе приняли участие 6368 человек из 16 регионов Казахстана, из которых чуть более 93%, или 5979 человек, согласились ответить на вопросы о своих доходах. В исследовании приняли участие 17 этносов. 15% респондентов от общего числа, согласившись охарактеризовать свой материальный статус, ответили, что не имеют заработка. По словам Акмолдиной, к ним не относятся только безработные. Опрашивалось трудоспособное население, достигшее 16 лет, поэтому среди них есть школьники и студенты, которые пока не работают.
По размеру дохода опрошенные казахстанцы указывали в основном диапазон от 28,2 тыс. до 60 тыс. тенге на фоне медианной зарплаты по стране около 85 тыс. тенге, если верить госстатистике. Но в некоторых этносах, как видно из исследования, наиболее распространённый доход составил от 60 тыс. до 80 тыс. тенге. Для удобства представители наиболее распространённых этносов были поделены на три группы – азиатские, европейские и кавказские народы.
"В азиатских этносах, видимо, из-за того что семьи многочисленные и там много детей, у нас было очень много отвечающих, доходило до 20-30 процентов, что у них отсутствуют доходы. В целом это из-за того, что, так как мы опрашивали домохозяйства, соответственно, так попадало в семье, особенно в семьях таджиков, дунган, там присутствуют дети. В этой группе до 30 процентов составило количество людей, имеющих доходы от 28 тысяч до 60 тысяч тенге", – сообщила Батжан Акмолдина.
Напротив, в европейском этносе, по словам исследователя, очень мало лиц без заработка.
"Здесь количество людей, имеющих доходы от 28 тысяч до 60 тысяч тенге, не достигает и 20 процентов. Это связано с тем, что европейские этносы малочисленные сами по себе и в основном детей либо мало, либо нет. В некоторых семьях дети уехали, они даже рядом не живут, а в других этносах в основном могут жить рядом", – пояснила директор центра.
В разрезе отдельных национальностей среди поляков была очень высокая цифра людей с доходом от 28 тысяч до 60 тысяч тенге. Исследователи объясняют это тем, что поляки в основном опрашивались в северных регионах, где в основном живут пожилые украинцы и поляки. Соответственно, они получают в основном пенсионные выплаты.
"Хотя у одиночных поляков, которых мы в Астане опрашивали, доходы, конечно, выше", – уточнила Акмолдина.
Более трети представителей кавказских этносов указали на отсутствие доходов.
"Мы, например, доходы ещё смотрели на основе пенсионных отчислений. И у нас по всем регионам выходило, что армяне и корейцы в целом – высокодоходные этносы. Либо они осваивают какие-то высокооплачиваемые профессии, может быть, на образование больше внимания обращают. Но по распространённому модальному доходу у них идёт 150 тысяч тенге и выше. В других народах намного ниже. Более распространённый доход у них 60-80 тысяч тенге, а у других – 28-60 тысяч", – отметила глава центра.
Тем не менее, в сравнении с условным азиатским этносом у кавказского доходы выше. Однако у европейских этносов почти поголовно есть пенсионные отчисления и высокие заработные платы. Даже у тех, кто работает в сельском хозяйстве, следует из социсследования.
"Они более дисциплинированные и законопослушные, что ли, или потому, что зерновое хозяйство, в отличие от выращивания овощей, в основном предполагает большее количество наёмников",– отметила научный сотрудник.
В целом, по её словам, у татар, башкир, украинцев, белорусов высокая доля пенсионеров и, соответственно, у них в основном низкие доходы. У уйгуров, таджиков также существенная доля социальных выплат, а дунгане чаще получают доходы от личного подсобного хозяйства, причём проживают они в основном компактно.
"У них очень мало наёмных работников, потому что, когда мы смотрели по пенсионным отчислениям – если смотреть охват в целом от численности трудоспособного населения, у дунган он составлял всего 10 процентов. То есть всего 10 процентов работают в формальном секторе и платят пенсионные отчисления, налоги и так далее. У таджиков также низкая доля занятости в формальном секторе", – подытожила директор центра.
Добавим, что сама презентация исследования прошла во вторник, 16 октября, в ходе экспертного заседания научно-экспертного совета Ассамблеи народа Казахстана, посвящённого обсуждению послания президента "Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни как основа укрепления общественного согласия", в стенах Академии государственного управления при президенте РК.
Айсулу Тимурова