О продвижении новых технологий в сфере массмедиа и рисках для казахстанской журналистики говорили представители отрасли цифровых СМИ на восьмой по счету встрече медиаклуба The PEN в Алматы, сообщает inbusiness.kz.
Развитие и внедрение инструментов на основе искусственного интеллекта в различных сферах экономики в последние годы, по мнению работников СМИ, позволит значительно трансформировать медиасферу, но при этом несет определенные риски для некоторых направлений журналистики, особенно новостных.
Уже сейчас большинство казахстанских цифровых СМИ используют в своей работе инструменты ИИ. Это, в первую очередь, касается изданий, основным контентом которых являются новости из различных источников. И здесь человек уже мало что может противопоставить возможностям машинного разума, который большинство рабочих процессов делает быстрее, а в ближайшее время будет делать качественнее.
Еще полгода-год и машина сгенерирует новость гораздо быстрее и качественнее, чем это сделает журналист, и к этому необходимо быть готовым, считает руководитель одного из казахстанских ресурсов Виталий Волянок.
"Какие жанры эпоховой журналистики выбрать, какие останутся? Я считаю, что там, где из одного СМИ в другое кочуют пресс-релизы, где-то лучше переписанное, где-то хуже – это все, это хана. Завтра или через полгода, к примеру, выйдет ChatGPT 5 или 6, и машинка это будет генерировать гораздо лучше. Условно, какое-то министерство создает пресс-релиз, и журналисту не надо никуда ехать, записывать, а машина это сделает лучше, подберет заголовок с учетом кликабельности, алгоритмов Google Discover и прочее-прочее. Получается, можно всех новостников отправлять на рынок труда, по факту они никому не будут нужны, и это все произойдет, скорее всего, в течение года-двух", – отметил он.
По мнению Виталия, в новых условиях растрата журналистами интернет-СМИ времени на новости является, по сути, тупиковым направлением деятельности, потому что, как только машина сможет это делать лучше человека, полномочия в этой области журналистики сразу же будут делегированы ИИ.
Что останется человеку? По мнению специалистов отрасли, останется сфера журналистики, где есть эмоции, где есть контекст. Живые, хорошие интервью, раскрывающие собеседника и суть.
"Это всегда интересно читать, ты там получаешь удовольствие. И не важно, в каком формате это будет сделано – видео или текст. Я думаю, останутся репортажи, где есть эффект присутствия, есть вот этот ракурс блогера, журналиста, человека, который через себя пропускает события и очень вкусно, интересно их подает. И, возможно, будет ренессанс исследовательско-расследовательской журналистики. Ведь, например, в Британии говорят, что журналистика начинается там, где кто-то что-то где-то пытается скрыть. И понятно, что в этом случае машина нам может помогать обращать внимание на какие-то события, анализируя кучу дат, на какие-то там интересные корреляции, на какие-то странные отклонения. Мне кажется, вот этот жанр ждет ренессанс. Ну а с новостями я бы уже повесил бутсы, ракетку там на гвоздь", – выразил свое видение Виталий Волянок.
Одной из проблем казахстанской цифровой журналистики на данном этапе стало отсутствие качественных инструментов на основе ИИ, работающих с казахским языком, считает медиа- и product-менеджер крупного казахстанского цифрового медиахолдинга Олжас Салмурза.
"Да, есть еще много различных языковых инструментов. Но мы, конечно, очень хотим, чтобы была хорошая модель с казахским языком. Мы уже пробовали разные варианты, и, по мнению наших журналистов, все они пока далеки не то что от совершенства, но даже не приблизились пока к приемлемому уровню. Конструкция. Не так строится предложение. Я думаю, что какие-то из медиапространств уже это сделают в ближайшее время, несмотря на то, что медиа, мне кажется, все равно пока более технологически отстающая в этом сфера у нас. Мы должны чуть-чуть ускориться в этом процессе", – считает Олжас Салмурза.
В то же время развитие ИИ и расширение возможностей технологий в медиапространстве, как мы сообщали, могут нести серьезные риски для средств массовой информации. Технологические IT-гиганты, такие как Google и Microsoft, разрабатывают новые способы предоставления контента, которые дают прямые ответы на поисковые запросы, а не привычные ссылки на источники информации, что может оказать огромное негативное воздействие на рынок цифровых медиа и вызывает большие вопросы в сфере авторского права.