Какие нарушения выявили по результатам анализа "метадоновой программы"

4307

И что показали анализы поддерживающей терапии агонистами опиоидов (ПТАО) в РК.

Какие нарушения выявили по результатам анализа "метадоновой программы" Фото: talkingdrugs.org

Смертность от применения метадона в виде заместительной терапии составляет 30%, в Казахстане этот показатель достиг 31,8%. Такие данные приводят в своем отчете ученые, общественники по результатам углубленного анализа проекта внедрения ПТАО в РК, который проводился в первом квартале текущего года. По информации из отчета, в Алматы более 70% участников "метадоновой программы" продолжают употреблять так называемые уличные наркотики и психотропные вещества. 38,6% из всех участников программы совершали правонарушения во время и после нахождения в ПТАО, что, по данным из отчета, подтверждает факт формирования полинаркомании, передает inbusiness.kz.

Со времен введения пилотного проекта в Казахстане по лечению наркозависимых с помощью другого, тяжелого наркотика "метадон", а это произошло еще в 2008 году – в Темирату и Павлодаре, не утихают ожесточенные споры между противниками и сторонниками программы. Руководитель общественного фонда HR, юрист Алия Абдинова уже несколько лет выступает с жесткой критикой метадоновой программы и в этом году вошла в состав рабочей группы по углубленному анализу ПТАО в РК. По ее информации, они изучили современное состояние деятельности сайтов по выдаче метадона, мировой опыт, международную и законодательную базы Казахстана, а также экономические и социально-политические риски для страны, связанные с внедрением метадона. Для изучения реальной ситуации они посетили центры медико-социальной реабилитации городов Астаны, Алматы, Тараза, Шымкента, Темиртау, Караганды, Талгара. Этот углубленный анализ проводили по поручениям администрации президента (АП) РК от 23 декабря 2023 года, заместителя премьер-министра Казахстана Тамары Дуйсеновой от 1 февраля и 4 марта текущего года.

Нельзя, но можно

"Одним из вопиющих нарушений, на которые мы обратили внимание, стало то, что в нарушение ратифицированной в 1998 г. международной Единой конвенции о наркотических средствах", где наркотик метадон внесен в список № 1 и запрещен для применения в медицинских целях, в Казахстане его перенесли в список № 2. То есть разрешили применить в пилотном проекте по внедрению заместительной терапии", – говорит Алия Абдинова.

В то же время в своих письмах МВД и КНБ РК не раз выступали за то, чтобы привести законодательство Казахстана в соответствие с этой конвенцией, потому что убедились в неэффективности метадоновой терапии с точки зрения правоохранительных органов".

"На наш запрос в министерство юстиции РК, другие министерства местные исполнительные органы мы получили подтверждающие ответы, что метадон находится в списке № 1 Единой конвенции о наркотических средствах, и рекомендовали обратиться в правительство с предложением о приведении в соответствие законодательства РК с ратифицированной конвенцией, – рассказала Алия Абдинова. – Несколько лет назад ПТАО внедрили в Казахстане для снижения распространения ВИЧ-инфекции через инъекционных наркопотребителей, использующих опийные наркотики. Но сейчас в стране таковых почти не осталось: имеет место широкое распространение синтетических наркотиков".

По словам Алии Абдиновой, несколько лет назад без оценки эффективности проект метадоновой терапии для наркозависимых в Казахстане необоснованно расширили на другие регионы, при этом с нарушением первоначальных требований. Общественница вспоминает, что еще в 2011 году в Казахстане создали комиссию для проведения независимой оценки результатов внедрения метадоновой программы в РК, и она выявила много нарушений действующего законодательства. На заседании общественного совета минздрава дали рекомендации о необходимости закрытия проекта как неэффективного и опасного для здоровья пациентов, но ПТАО продолжила работу. В конце прошлого года даже зашла речь о том, что проводить терапию метадоном наркозависимых станут за счет республиканского бюджета. 

Международный опыт

По данным Алии Абдиновой, в официальных научных изданиях Китая отмечаются отрицательные клинические проявления у потребителей метадона. Россия и Узбекистан не внедряли метадоновую программу, признав факт, что метадон запрещен для применения в медицинских целях. В решении Европейского суда по правам человека от 26 ноября 2019 года, по словам общественницы, речь идет о том, что ряд стран отметили неэффективность программ заместительной терапии метадоном, а другие пошли по пути их сокращения.

"Главной опасностью внедрения метадоновой программы в Казахстане является легализация опасного наркотика с возможностью развития еще одного рынка его сбыта, – говорит Алия Абдинова. – Лоббисты этой программы в РК не скрывают, что задержка поставки метадона даже на один день угрожает серьезными медицинскими, социальными и политическими последствиями. Это нашло практическое подтверждение в регионах страны в 2021-2022 годах. Наркозависимые, которые не получили очередную дозу метадона, испытывали симптомы отмены наркотика, которые проявлялись сильнейшими мышечными и суставными болями, депрессией, агрессией".

Содержание 21 существующего сайта выдачи метадона в РК составляет около 560 млн в год, а по плану ПТАО в стране должны открыть 70 таких сайтов на 10 тыс. человек. Соответственно, затраты вырастут в разы, объясняет Алия Абдинова. При углубленном анализе выяснилось, что стоимость флакона метадона выросла с 14 850 тенге в 2020 году до 22 650 тенге в 2024 году. Например, только в Караганде метадона закупили на почти 20 млн тенге. Заказ рецептурных бланков для наркотического препарата в этом городе обойдется еще в 1,8 млн тенге. К этим расходам необходимы дополнительные затраты на тестеры, коммунальные услуги, закуп воды, канцтоваров, стаканчиков, трубочек, медицинских перчаток. Также проверяющие обнаружили факты утилизации метадона в Таразе, Алматы на значительные суммы. Как показал анализ, многие наркозависимые – участники ПТАО по-прежнему принимают другие наркотические и психотропные вещества.

Иждивенческая установка

По информации общественницы, в своих докладах сторонники метадоновой программы в Казахстане обычно заявляют, что наркозависимые – участники ПТАО социализированы, имеют работу. Но во время живых бесед с медперсоналом и участниками программы выяснилось, что более 90% из них не имеют места работы, пенсионных отчислений, никакого анализа об их трудоустройстве не ведется, а некоторые живут за счет родителей.

"Зная период контрольного анализа, участник метадоновой программы временно воздерживается от приема нелегальных наркотиков. Этот факт подтвердился, когда в марте 2024 года в Караганде провели незапланированный контрольный анализ мочи у участников ПТАО. У большого числа обследуемых в анализах были выявлены другие наркотические, психоактивные вещества", – написано по этому поводу в отчете рабочей группы.

При беседе с медработниками, которые столкнулись с последствиями задержки поставки метадона в разные годы, выяснилось, что они с трудом сдерживали агрессию у участников метадоновой программы, добавила общественница. Многие говорили, что вынуждены выполнять эту программу, потому что спускается указание "сверху", хотя понимают неэффективность и опасность применения метадона. У участников проекта ПТАО сформирована психологически иждивенческая установка на гарантированное, на постоянной основе получение метадона. У них нет мотивации на отрыв от этого наркотика и выхода из программы, сказано по этому поводу в отчете рабочей группы.

По результатам анализа программы выяснилось, что качество психотерапевтической помощи участникам программы крайне низкое: в амбулаторных картах проверяющие увидели один и тот же текст консультации психотерапевта, в котором менялись лишь даты и фамилии наркопотребителей. Как отметили в своем отчете авторы углубленного анализа ПТАО, программа не показала никакой эффективности в профилактике и противодействии опийной наркомании. По сути, ПТАО в РК представляет собой лишь выдачу метадона в пунктах раздачи с формированием нового контингента наркозависимых с метадоновой наркоманией. При этом есть риски для утечки метадона на черный рынок. По словам Алии Абдиновой, в пунктах выдачи метадона не соблюдают правила выдачи препаратов, есть факты, когда медсестры в пунктах выдачи метадона самостоятельно дозировали и разливали содержимое из флакона с наркотиком.

На основании анализа его авторы обратились с просьбами в АП, Генеральную прокуратуру, МВД и минздрав РК принять меры по устранению выявленных нарушений, прекратить выдачу метадона и закрыть ПТАО, запретив применение не только этого вещества, но и других наркотиков в виде заместительной терапии для наркозависимых. В связи с этим inbusiness.kz сделал письменный запрос в министерство здравоохранения с просьбой предоставить информацию о текущем состоянии заместительной терапии метадоном для наркозависимых в Казахстане.

Ранее мы информировали, что КНБ РК ликвидировал крупный канал поставок наркотика "метамфетамин", который следовал транзитом в Россию через Казахстан. 

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться