Соответствующее постановление было подписано 14 июня премьер-министром Олжасом Бектеновым. Чем это грозит бюджету? Своим мнением в комментарии Inbusiness.kz поделился экономист, советник председателя правления Halyk Finance Мурат Темирханов.
Он отметил, что покупка акций "Казатомпрома" на средства Нацфонда – это повторение аналогичной операции, когда в конце прошлого года Нацфонд покупал акции "КазМунайГаза" на сумму 1,3 трлн тенге. По данной операции Halyk Finance выпускал отдельную аналитическую заметку, где раскритиковал такой новый подход по использованию Нацфонда.
Прежде всего, проблема заключается в том, что в настоящее время общественность не знает точного объема акций "Казатомпрома", которые будут выкуплены на баланс Национального фонда. Неизвестно, какая сумма и когда будет изъята из Нацфонда на эту операцию. Никто не объясняет, почему было принято такое решение. Аналогичная ситуация произошла в прошлом году, когда было принято решение по акциям "КазМунайГаза" на сумму 1,3 трлн тенге. Эта сумма является очень большой как для бюджета, так и для всей экономики Казахстана, но об этой операции общественность узнала случайно, после объявления о планах Национального банка продать валютные активы Нацфонда для покупки акций "КазМунайГаза".
"Такой подход к финансированию республиканского бюджета из Нацфонда, минуя прозрачные трансферты, которые должны обсуждаться в парламенте, вызывает серьезные вопросы. Какие механизмы принятия решений используются? Какие суммы вовлечены? Общественность и парламентарии узнают об этом только спустя время, что свидетельствует о недостаточной прозрачности таких операций. Нацфонд является неотъемлемой частью государственного бюджета, и такая непрозрачность по использованию фонда для целей бюджета является неприемлемой практикой со всех точек зрения", – подчеркивает финансист.
На сегодня существует неопределенность относительно того, как и в каком объеме будут использоваться средства от продажи акций "Казатомпрома". Если ситуация разовьется по аналогии с прошлогодней сделкой с "КазМунайГазом", то возможен следующий сценарий: холдинг "Самрук-Казына" передаст акции "Казатомпрома" министерству финансов, так как Национальный фонд не является юридическим лицом. За перевод акций из собственности "Самрук-Казына" в собственность МФ Нацфонд заплатит деньги в "Самрук-Казына", которые затем в виде дивидендов поступят в государственный бюджет, продолжает Мурат Темирханов.
По его мнению, такие операции с изъятием денег из Нацфонда не имеют экономического смысла. Конечным сособственником акций "Казатомпрома" и "КазМунайГаза" как было, так и останется правительство, а управлять этими акциями продолжит "Самрук-Казына". Однако под это перекладывание акций из одного кармана правительства в другой будут потрачены деньги Нацфонда.
"Мне очень понравился показательный пример, приведенный одним экспертом в соцсетях. Данный пример показывает абсурдность такой операции. Предположим, вы молодая семья и у вас маленькие дети. В заначке вы копите деньги на оплату будущего образования детей. Затем семье захотелось поехать на отдых за границу, но нет денег, а заначку трогать нельзя, поскольку она предназначена для образования детей. Тогда муж предлагает жене, давай я продам машину, а мы на эти деньги поедем на отдых. Только я продам машину не на сторону, а тебе (жене), а ты заплатишь мне за нее из заначки для образования детей. Этот пример один в один показывает то, что будет происходить с акциями "Казатомпрома". То есть машина останется в семье (у государства), но деньги из заначки (Нацфонда) будут потрачены", – продолжает Мурат Темирханов.
"Напомню, что целью операции с акциями "КазМунайГаза" является покрытие дефицита бюджета, вызванного значительным недобором запланированных налоговых поступлений. Повторение этого сценария с КАП в текущем году связано с аналогичным "недобором" налогов, только сейчас такое отклонение от плана стало еще больше. Вместо того чтобы обращаться в парламент за утверждением увеличения трансфертов из Нацфонда, правительство, похоже, выбирает обходной путь без участия парламента, который уже получил название "схематоз" в соцсетях. Такая так называемая притворная операция также подверглась критике со стороны международных организаций, включая МВФ и Всемирный банк, которые считают ее непрозрачной и неправильной", – напомнил финансист.
Что касается влияния данной операции на программу "Нацфонд – детям", то перечисления детям напрямую зависят от инвестиционного дохода, который Национальный банк получает от инвестирования средств Нацфонда. Поскольку правительство хочет передать акции "Казатомпрома" в Нацфонд по цене ниже рыночной, то переоценка данных акций в портфеле Нацфонда даст дополнительный инвестиционный доход. Так что дети не пострадают.
"В заключение еще раз хотел бы подчеркнуть, что правильным решением было бы не проведение таких притворных операций или схематозов, а увеличение трансфертов из Нацфонда в государственный бюджет с обсуждением в парламенте, что обеспечило бы необходимую прозрачность. В текущей ситуации, когда доходы государства не достигают запланированных уровней и бюджетный дефицит растет, правительство пытается "спасти" бюджет, минуя парламентские процедуры. Это создает риск уклонения от ответственности и отсутствия должного надзора за государственными финансами", – резюмировал Мурат Темирханов.
Читайте по теме:
Казахстан в лагере стран-аутсайдеров по открытости бюджета