/img/tv1.svg
RU KZ
Казахский либерализм отстал от молодежи

Казахский либерализм отстал от молодежи

Маргинализация и радикализация подрастающего поколения становятся серьезной проблемой для регионов Казахстана.

22:42 16 Октябрь 2016 2080

Казахский либерализм отстал от молодежи

Автор:

Юлия Кузнецова

Молодежная субкультура в малых городах и селах все больше аккумулирует черты современного традиционного общества. К такому неутешительному выводу пришли авторы социологического исследования «Этнорелигиозные идентификации казахстанской молодежи», результаты которого были озвучены в Алматы. Эксперты опросили 1404 молодых людей в возрасте от 15 до 29 лет, жителей малых городов и сельских поселений.

Эти молодые люди – в большей или меньшей степени ровесники новой страны, они не застали СССР, и своего нынешнего возраста достигли в условиях самостоятельности Казахстана. Менталитет их формировался и формируется под влиянием неоднозначных тенденций. С одной стороны, отмечает председатель правления Ассоциации социологов и политологов (АСиП) Бахытжамал Бектурганова, с официальных трибун говорится о том, что Казахстан вступил на путь модернизации, что гражданская идентичность должна превалировать над национальной. С другой стороны, построение независимого государства логичным образом сопровождается идеей возрождения казахской нации и национальной религии казахов.

Межэтнические и межнациональные отношения в среде региональной молодежи очень неоднозначны.

«Основу самоопределения региональной молодежи составляет этническая идентификация. Большое значение имеет отождествление себя со своими корнями, кровно-родственные взаимосвязи. Это закономерный тренд, в духе новейшей истории, но исследование показало, что возрождение этноказахской идентичности идет быстрее, чем формирование национальной идентичности на общегражданской основе», - отмечает Бахытжамал Бектурганова. Показатели проведенного опроса были озвучены на заседании в институте политических решений (КИПР).

По данным исследования, из 84,3% казахоязычных респондентов, которые идентифицируют свое гражданство с Казахстаном, у 51,3% прослеживается тенденция к слиянию этнической и гражданской идентификации. Наметился разрыв между традиционными этническими ценностями казахоязычной молодежи и той либеральной идеей, которая лежит в основе реализуемого курса на построение политической нации. По мнению авторов исследования, сегодня среди казахоязычного населения зафиксирован подъем национально-патриотических настроений, снижается толерантность на национальной и религиозной почве. Показатель конфликтогенного потенциала как на этнической, так и на религиозной почве зафиксирован примерно на уровне 51%, а самыми «горячими» в смысле потенциальной конфликтогенности точками страны являются запад, юг и центральные регионы. Конфликтогенный потенциал молодежи находит выход, правда, пока большей частью в локальных масштабах, проявляясь в виде хулиганства, драк, мелких конфликтов. «То, о чем говорят социологи, мы видим практически каждый день, когда выезжаем на съемки», - подтвердил репортер шымкентского телеканала «Отырар» Алимхан Дуйсенгалиев.

Опиум для народа?

Свою роль в усугублении ситуации играет и рост исламизации, а также распространение нетрадиционных религий. На государственном уровне, считает глава АСиП, не учли и тот факт, что в самом процессе национального возрождения по умолчанию был заложен алгоритм усиления религиозной идентификации молодежи. Вовремя не удалось принять меры по управлению рисками, и сегодня процесс усиления религиозной составляющей набирает силу инерции и дистанцируется от государства. По выражению философа Олега Борецкого, религия – это сердце бессердечного мира, и до тех пор, пока тем самым бессердечным миром остается атеистическое общество, молодежь будет искать себя в религии. Ислам заполнил идеологический вакуум, но в общественную жизнь он вошел не столько как духовное мировоззрение, сколько как идеология, консолидирующая нацию.

По данным опроса, каждый казах 15-30 лет, за редким исключением, даже не будучи верующим, причисляет себя к исламу как к религии предков. Похожая тенденция наблюдается по отношению к православному христианству у русских. Достаточно широкое распространение получили и новые религии.

«Каждый третий-четвертый юноша из числа региональной молодежи состоит в религиозных объединениях, при этом каждый шестой-седьмой является членом не традиционных как для казахов, так и для других этносов религиозных объединений. А учитывая высокие показатели затруднившихся с ответом, можно предположить, что реальные цифры еще выше. Проблема в том, что каждая из новых религий начинает играть роль эрзац-идеологии, дробит и без того раздробленную структуру общества», - утверждают эксперты АСиП. 

В чем причина конфликта?

По мнению социологов, усиливающийся конфликтный потенциал в среде казахстанской молодежи обусловлен несколькими факторами. Во-первых, разрыв между крупными городами, с одной стороны, и селами, и малыми городами – с другой увеличивается; экономическая отсталость, безработица давно стали привычными реалиями жизни казахстанской провинции, и молодые люди недовольны положением, в котором они вынужденно оказались.

Важным фактором, влияющим на рост значимости этнической и религиозной идентификации, является внешняя миграция. За последние 15 лет в Казахстан прибыли свыше 700 тыс. человек, в основном переселенцы из Китая, стран Центральной Азии и Монголии, а выбыли в 1,3 раза больше, в основном в Россию и Германию. Славянские и европейские этносы замещаются восточными и азиатскими, и переселенцы приносят в стиль жизни казахстанцев этнокультурные модели, распространенные в тех странах, где они родились и откуда приехали.

По мнению некоторых экспертов, аналитики сгустили краски, взяв в качестве материала для исследования жителей самых бедных и малообразованных слоев. Представителям этого социального слоя во всем мире приходится нелегко, имущественное неравенство норма при капитализме, но не значит, что из-за этого следует бить тревогу, считает политолог Марат Шибутов.

Социологи и сами склонны рассматривать результаты своего труда не как страшилку, а как факт, который надо иметь ввиду и с которым следует считаться. Конечно, межэтнические и межрелигиозные отношения среди казахстанской молодежи имеют свои сложности, но этническое и религиозное самосознание большинства представителей молодого поколения не обременено ни чувством собственной исключительности, ни враждебностью по отношению к другим. А значит, установка на создание государства, граждане которого будут в первую очередь считать себя казахстанцами, еще может воплотиться в реальность.

Юлия Кузнецова