Комары и мошка в Казахстане – это не просто летний дискомфорт. В ряде регионов их численность зависит от паводков, разливов рек и затопления пойм, поэтому борьба с ними давно превратилась в ежегодную бюджетную кампанию – с тендерами, авиацией и многомиллиардными контрактами. В ценовой политике попытался разобраться inbusiness.kz.
Мошку победить нельзя
Основная борьба с кровососущими вот уже несколько лет идет в Павлодарской области. Стоит признать – успехи есть, во всяком случае горожане не обламывают ветки деревьев, чтобы отмахиваясь добежать от остановки до подъезда. Ну а теперь к цифрам. В 2020 год из бюджета было выделено 400 млн тенге, 2021,2022,2023 года – по 600 млн тенге. 2024-2026 годы выделили 7,8 миллиардов, то есть по 2,6 млрд в год.
На 2026 –13,6 млрд тенге. Последняя цифра несколько шокировала сообщество. Именно такая была прописана в конкурсных условиях ГУ "Управление недропользования, окружающей среды и водных ресурсов Павлодарской области", к слову, конкурс не состоялся. Позже на совещании в областном акимате, руководитель управления недропользования Сагын Толеутаев уточнил, что это сумма рассчитана на три года. Тем не менее, сумма финансирования на год составляет 4,5 млрд тенге, рост почти в два раза.
Объяснение таково: значительное расширение масштабов работ и усиление биологического метода. Дополнительно внедряются дроны для обработки труднодоступных участков. Впрочем, как признался аким области Асаин Байханов, победить мошку невозможно.
Исследования в Казахстане показывают, что при правильной обработке водоемов биопрепаратами эффективность может достигать 80–95% снижения численности личинок. Надо понимать, что эффективность зависит от ряда факторов, которые трудно контролировать: уровень воды и паводки; температура; ветер; появление новых временных водоемов. Поэтому даже при качественной работе мошка может вернуться.
Борьба по столичному
Конкурс на дезинсекцию недавно состоялся и в Астане. Там речь идет о сумме 2,6 млрд тенге. Управление охраны окружающей среды и природопользования города Астаны прокомментировала эту сумму в пределах своей компетенции.
"Конкурс рассчитан на трехлетний период и предусматривает не только обработку территорий, но и полноценное научное сопровождение работ. Перед каждой дезинсекцией проводится обследование водоемов, мониторинг мест скопления насекомых и выдача рекомендаций по срокам обработки, что позволяет учитывать погодные и сезонные факторы. Контроль эффективности осуществляется совместно с заказчиком и департаментом санитарно-эпидемиологического контроля города Астана – с фото- и видеофиксацией, учетом численности личинок до и после обработки, а при низкой эффективности предусмотрена повторная обработка за счет поставщика".
Что в регионах
Запад страны – отдельная история. Здесь главный фактор – река Урал и паводки, которые создают огромные площади временных водоемов. Так в Уральске, по информации управления энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Западно-Казахстанской области, подрядчик в лице ИП "Танкеев Б.А." получил у акимата города двухлетний госзаказ на работы по дезинсекции на сумму 187 040 млн тенге (2024 год – 105 млн тенге, 2025 год – 81 млн тенге). До этого, с 2021 по 2023 году на борьбу с гнусом из бюджета было выделено 291 млн тенге, впрочем, жалоб от населения было много. В Атырау в 2023 году на борьбу с комарами из городского бюджет выделил 50,4 млн тенге, в 2024 году –100 млн тенге. В 2025 году – 244 млн тенге.
В Семее в 2023 году на борьбу с комарами и грызунами выделили 11,6 млн тенге. На эти средства обработают порядка 300 га. В 2025 году эта цифра составила около 90 млн тенге. В Петропавловске в прошлом году па борьбу с комарам выделили 20 млн тенге.
Как формируется стоимость
Когда читаешь про миллиарды, возникает ощущение, что деньги уходят буквально в воздух, но калькуляция довольно приземленная. В структуре стоимости обычно: авиация и топливо; препараты (биологические и химические); лабораторный контроль; научное сопровождение; техника и оборудование; зарплаты специалистов; повторные туры обработки. Ну и, конечно, обрабатываемые площади. В Павлодарском регионе они самые большие. По данным управления недропользования, в текущем году площадь авиаобработки достигнет 172 тыс. га, протяженность речных обработок выросла на 52%. Объем биологических препаратов увеличен на 51%.
Можно ли бороться с мошкой с помощью стрекоз
Еще в 2017 году на тот момент ученик НИШ Азат Идилов в финале областного молодежного конкурса "Start-Up Идея" предложил выводить искусственным путем стрекоз – природных врагов мошки. По словам разработчика в природе стрекоза выходит на две недели позже мошки, которая уже успела встать на крыло. Выращенных в тепличных условиях стрекоз смогут выпускать значительно раньше. По его расчетам, в одной теплице площадью 50-70 кв. м можно вырастить 500 тыс. особей. Всего необходимо построить 10 теплиц.
Стоимость одного тепличного комплекса 1,3 млн тенге и еще 410 тыс. тенге требуется на ежегодное содержание (расчеты на 2017 год). Идея, на первый взгляд привлекательная, но не без "но". Стрекоза снижает численность гнуса, но не уничтожают его полностью. В природе действует баланс, а не зачистка. Чтобы экосистема изменилась, нужны годы, а не один сезон. Наконец, это тоже не дешево. Поэтому даже сторонники биометодов признают: биологическая борьба – капиталоемкая и сложная система, а не "запустили стрекоз и забыли". Получается, что стрекозы – хороший вспомогательный инструмент, но не замена обработкам. Кстати, с недавних пор именно это насекомое стало символом города, ее даже увековечили в стекле и металле.
Итог: борьба с комарами и мошкой в Казахстане – это не косметическая мера, а ежегодная, дорогостоящая работа, где бюджеты измеряются миллиардами тенге. И если вечером в городе и деревнях вдоль реки можно спокойно пройтись, не отбиваясь от облака мошки и от этого не гибнет живность, как это было в Павлодарской области, значит деньги потрачены не напрасно. Во всяком случае, лето точно не испорчено.
Читайте по теме:
Павлодар потратит миллиарды тенге на борьбу с насекомыми