Казахстан глазами Арсена Томского: низкие налоги, реформы и социальные проекты

3086

Основатель сервиса inDrive рассказал inbusiness.kz об инвестклимате, новых налогах, запросе на справедливость и важности человеческого капитала.

Казахстан глазами Арсена Томского: низкие налоги, реформы и социальные проекты Фото: inbusiness.kz

Старт нового делового сезона в Казахстане был ознаменован посланием президента Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана и состоявшимся далее финансовым форумом Astana Finance Days 2024. В текущем году месседж президента был сформулирован как ""Справедливый Казахстан: закон и порядок, экономический рост, общественный оптимизм". На "полях" финансовой конференции inbusiness.kz решил побеседовать на актуальные вопросы текущего дня с основателем и СЕО inDrive Арсеном Томским.

– Здравствуйте, Арсен! На конференции AFD 2024 красной нитью проходит озвученная президентом идея о притоке инвестиций в страну. Статистика прямых инвестиций показывает преимущественное реинвестирование получаемых инвестдоходов. Чистый приток новых внешних инвестиций в Казахстан сокращается. inDrive – одна из немногих компаний, осуществивших перевод центра своих жизненных интересов из России на Казахстан после начала конфликта в Украине. Насколько я знаю, Вы получили казахстанское гражданство. Как Вы оцениваете текущий инвестиционный климат в Казахстане? Какие основные факторы, по Вашему мнению, влияют на его  развитие?

– Если затрагивать не добывающие сектора казахстанской экономики, а более интеллектуальные, то я считаю, что упор надо делать на создание условий для человеческого капитала. Чтобы люди захотели здесь жить, не только остановить отток трудолюбивых и пассионарных людей из страны, но и сделать ее привлекательной для таких людей из любых уголков Земли. И вслед за ними в страну подтянутся и деньги, и технологии, и все остальное.

На мой взгляд, Казахстану не хватает сильной национальной идеи. Идея, которая будет всех вдохновлять и способствовать тому, чтобы сюда стекались таланты. Сейчас, когда я спрашиваю друзей и знакомых в Казахстане, в чем национальная идея страны, то многие затрудняются ответить, а остальные называют разные вещи. Это знак того, что она еще не сформирована. Поэтому я считаю, что интеллектуальной элите страны нужно сформулировать ее.

Почему это важно? Почти во всех успешных странах есть своя национальная идея. Возьмем те же США, где их две. Первая – американская мечта, когда любой гражданин вне зависимости от своего положения, если будет усердно работать, сможет достичь сам всех вершин. Также Америка позиционирует себя как некий оплот свободы. Можно с этим утверждением спорить, но нужно признать, что многие американцы в это верят и с гордостью поднимают свой флаг. Нужно делать ставку на человеческий капитал. За ним потянутся деньги, и все наладится.

Прошлой зимой я решил пожить в Алматы. Замечательный город, но очень сильный смог, который отравляет воздух. Это многих отталкивает и способствует тому, что люди уезжают из страны из-за экологической катастрофы. Считаю, что нужно решить проблему с загрязнением воздуха и транспортными пробками в мегаполисах. И тогда отток людей прекратится. Я был в своей жизни в 69 странах мира и считаю, что Алматы – один из лучших городов. Вклад, который я делаю в решение проблемы воздуха, – это наша социальная инициатива Almaty Air Initiative. Надеюсь, что в течение нескольких лет мы сможем найти эффективные инструменты, чтобы изменить ситуацию.

Человеческий капитал сейчас стоит на первом месте, нужно дать людям возможность делать то, что они делают, и не мешать. Государство создало в помощь развитию бизнесов такие институты, как МФЦА, Astana Hub. В Казахстане очень активный министр цифровизации, который способствует тому, чтобы технологические компании встречали здесь хорошие условия для релокации, развития, есть квалифицированные кадры. Также, на мой взгляд, в стране значительно снизилась проблема коррупции. Ситуации, когда пытаются использовать силовиков, чтобы отжать бизнес, стало сложнее представить.

– Вы искренне считаете, что коррупции в Казахстане стало меньше?

– На мой взгляд, да. Но я могу говорить только о своей сфере. Когда мы стартовали в Казахстане десять лет назад и стали за год-полтора лидирующей компанией в сфере транспортных перевозок, на нас пытались давить, чтобы мы поделились бизнесом. Это было в 2016 году, я описывал этот кейс в своей книге. Сейчас такое очень тяжело себе представить. Уверен, что вскоре условия для привлечения иностранного капитала, инвестиций станут еще лучше. Сейчас у Казахстана для этого есть уникальная возможность.

– На сегодня одной из острых проблем, отраженных в послании, стал дефицит бюджета. Это вносит неопределенность в правила игры, создает "волатильность" в отношения между бизнесом и властью. Касается ли это Вашего бизнеса? Не вредит ли анонсированное прогрессивное налогообложение доходов на усилия по притоку человеческого капитала в страну? 

– Какая сейчас ставка подоходного налога?

– 10%. 

– Я жил последние четыре года в США. Там ставка доходит до 55%. 

– Мы говорим про прямые налоги, но у нас также высокая доля косвенных налогов. 

 Здесь я, возможно, скажу непопулярную вещь, но на фоне многих других стран налоги в Казахстане невысокие. Нас звали в МФЦА, там есть льготы, но мы считаем, что налоги для бизнеса вполне приемлемые, и пока что отказались от этого предложения. Если делать работу по наполнению бюджета эффективно, а также чтобы все видели, что их налоги реально работают, то я верю, что постепенно можно решить проблему дефицита бюджета. 

Также, я думаю, существуют новые способы пополнения бюджета, без нанесения ущерба малому бизнесу или населению. Возьмем нашу сферу райд-хейлинга. Сейчас мы планируем, что со следующего года начнем платить за водителей – партнеров платформы социальные взносы. Эта инициатива уже утверждена. Ставка будет примерно 3% от суммы совершаемых поездок. И это абсолютно разумно, что это мы, как большая компания, станем платить за своих водителей, а не тысячи часто не очень обеспеченных людей. И это создаст большой новый источник дохода для страны. Важно не завышать эту планку, чтобы бизнес не уходил в тень.

Я думаю, 3% – оптимальное значение. И это намного разумнее для страны, чем текущие 2,5%, которые мы вынуждены отчислять таксопаркам. Достаточно бессмысленная штука, на самом деле. Эти таксопарки якобы должны делать медосмотры, но их по факту никто не делает. Да и какой смысл в предрейсовых мед- и техосмотрах? Если водитель не пьяный в 9 утра, это не гарантирует, что будет трезвый в 3 часа дня, например. Намного лучше работают система отзывов со стороны, реальный техосмотр один-два раза в год и постоянный дистанционный фотоконтроль.

Я надеюсь, с 2025 года эти техосмотры уйдут в историю. Это анахронизм времен СССР, нигде в мире нет этого, кроме стран СНГ.  Будет лучше, если вместо таксопарков  эти деньги пойдут напрямую в казахстанский бюджет. И таких вещей еще много, которые могут стать дополнительными источниками налоговых поступлений. Также надеюсь, что богатые люди начнут все больше осознавать, что когда отдаешь стране, приносишь пользу обществу, а не живешь только ради себя, то становишься сам более счастливым.

– Вы имеете в виду отдавать больше в бюджет?

– Возьмем, например, нас.  Мы – компания, которая имеет нематериалистический фундамент. Основной смысл и миссия существования inDrive – уменьшение несправедливости. Мы ищем сферы, где есть несправедливость. И, если видим ее, можем запустить новый бизнес или некоммерческую инициативу, которая исправит ее. И на это компания ежегодно выделяет большие ресурсы. Я сам принимаю в этом активное участие и планирую использовать все свое личное состояние на это.

Я хочу показать, что такой подход ведет к лучшим бизнес-показателям, а ты сам и команда становитесь счастливее. Тогда есть вероятность, что такой подход к ведению бизнеса постепенно станет популярным. Чтобы обеспеченные люди не только стали больше отдавать налогов, но и через социальные проекты делали свой вклад в мир.

– Раз уж пошла речь об инвестициях, планируете ли наращивать их в Казахстане и какие отрасли рассматриваете? 

– Мы это делаем. Сейчас создали корпоративное подразделение New Ventures, которое будет инвестировать в синергичные с нами стартапы. Мы хотим найти компании со схожей миссией в не очевидных локациях, не только в технологических центрах наподобие Кремниевой Долины, Нью-Йорка или Лондона. В ближайшие четыре года мы инвестируем в такие проекты до 100 млн долларов. Надеюсь, что мы сможем найти интересные компании и, используя свои ресурсы, поможем им стать глобальными. 

Если говорить об инвестициях вне бизнеса, мы планируем открыть в Алматы свой некоммерческий университет inVision U, чтобы готовить специалистов в tech, образовании и искусстве. В течение пяти лет сумма инвестиций в него может превысить 50 млн долларов. Я планирую вложить в этот проект свои собственные средства, это будут мои личные инвестиции. В общем, мы хотим создавать много социальных проектов, штаб-квартирой большей их части будет Казахстан.

– Расскажите подробнее об университете. Планируете готовить айтишников? 

– Не совсем. В этом университете мы будем готовить лидеров нового типа, которых обучим использовать системы масштабирования. Это системы, которые позволяют небольшому числу людей с ограниченными ресурсами оказывать значительное влияние на мир. И, помимо обучения, мы планируем прививать им сильные жизненные ценности. Постепенно, за 10-20 лет, они могут достигнуть высокой степени влияния на мир. И надеюсь, что они сильно повлияют на Казахстан, так как я верю в силу позитивного лидерства. 

– Вы один из главных провайдеров в стране так называемой платформенной занятости, которая уже создала миллионы рабочих мест в Казахстане. Но интересует меня эта тема в свете дискуссии о пенсионной реформе, которая также идет в стране и вызвана дефицитом накоплений на пенсионных счетах граждан. Ваша роль в финансовом благополучии ваших партнеров растет. Анализируете ли эту сторону своего влияния и решение проблем в этой части? 

– На сегодня на нашей платформе работает 300 тыс. водителей. Наша главная польза, которую мы несем всем, – это самая низкая комиссия на рынке, она составляет 10%. Плюс 2% берут таксопарки, которые, как уже говорил, для нас не имеют никакого смысла. Другие крупные онлайн-такси компании обычно взимают 20-25% комиссии и выше. Меньшие по размеру комиссии они, как правило, держат на этапе наращивания своей рыночной доли в стране.

– Вы не контролируете, идет ли оплата тех же самых пенсионных взносов? 

– Как я сказал, с 2025 года будут введены социальные отчисления.

– За чей счет?

– Мы будем взимать их с наших водителей в роли их налогового агента. И дальше уже делать взносы в пенсионный, медицинский и другие фонды, помимо бюджета. Надеюсь, это поможет бюджетной устойчивости, и самое главное – защитит интересы простых людей. Но, как я уже сказал, мы всегда стараемся брать самую низкую комиссию на рынке. И объясню, почему это для нас очень важно. Остальные компании этот показатель постоянно повышают. Их идея состоит зачастую в том, чтобы выйти и залить все деньгами, активно дотировать поездки и обеспечить максимально дешевый тариф. Далее, захватив максимальное монопольное положение на рынке перевозок, они идут по пути повышения цен, начиная взимать все более высокие комиссии. Например, компания Uber в США, в некоторых штатах, удерживает уже порядка 50-60% от сумм, которые платят пассажиры.

Все эти деньги, поскольку головные офисы компаний не казахстанские, будут выкачиваться из страны. Может дойти до того, что почти половина суммы поездок будет уходить из Казахстана. Это не очень позитивно для страны, и этого нужно стараться не допускать.  В этом смысле inDrive лучше для Казахстана, так как у нас самая низкая комиссия среди крупных компаний. И значительную часть того, что мы зарабатываем, мы по факту отдаем обратно обществу через наши некоммерческие проекты, и это помимо налогов. Почти все наши некоммерческие инициативы начинаются в Казахстане.

Самая дорогая вещь, которой я владею, – это мой макбук. У меня нет недвижимости и даже своего автомобиля. Когда я бываю у богатых людей в Казахстане, иногда живущих в настоящих дворцах, у них этот факт вызывает интерес и удивление. Но, если мне надо что-то, я просто могу это арендовать. Например, яхту или перелет на джете. Это, на мой взгляд, экономически более разумно, чем покупать такие вещи, и освобождает средства для более осмысленных проектов, например на открытие университета. Для меня такие вещи в 100 раз интереснее.

– Не могу не задать вопрос про попытку оказать давление на Ваш бизнес, ограничив дальность поездок. 

– Никакого давления не было. Министерство работает в интересах населения. Было лишь недопонимание в определенных вопросах, которое как-то неправильно было воспринято в СМИ. Разобравшись в ситуации, мы поняли, что ограничивать дальность поездок они не собираются.  

Читайте по теме:

Таксисты или платформы: кто будет платить налоги по новому кодексу?

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться