Таксисты или платформы: кто будет платить налоги по новому кодексу?

7409

​К сожалению, текущая версия нового Налогового кодекса не дает четкого ответа на этот вопрос.

Таксисты или платформы: кто будет платить налоги по новому кодексу? Фото: pixabay.com

Inbusiness.kz в рамках экспертного обсуждения проекта Налогового кодекса продолжает свою серию интервью. В этот раз хочется затронуть тему налогообложения граждан, работающих через так называемые интернет-платформы. Об этом нам рассказала налоговый консультант, глава компании по предоставлению консультационных услуг Angels Niko Advisory Вера Капацина.

– Вера Ивановна, новый Налоговый кодекс вводит специальный режим “платформенная занятость” для самозанятых, работающих через интернет-платформы. Какие вопросы возникают в связи с этим?

– Да, новый НК вносит изменения в систему налогообложения, вводя специальный налоговый режим для самозанятых, называемый “платформенная занятость”. Что такое “платформенная занятость”? Это вид деятельности, осуществляемый через интернет-платформы, которые обеспечивают взаимодействие между оператором платформы, заказчиком и самим самозанятым лицом, получающим доход. Примеры платформенной занятости: такси, доставка, перевозки и так далее.

Соответственно, если человек зарабатывает деньги на интернет-платформе, возникает вопрос, как его облагать налогами.  

Одним из основных вопросов, возникших в этой связи, является вопрос о том, кто должен платить налоги. Сам человек, занимающийся деятельностью на платформе (например, курьер или перевозчик), должен платить налоги со своих доходов или налог должен уплачивать оператор интернет-платформы? Оператор интернет-платформы может быть как индивидуальным предпринимателем, так и юридическим лицом, предоставляющим техническую базу для взаимодействия заказчиков и исполнителей.

В предыдущей редакции нового Налогового кодекса, опубликованной в июне этого года, было ясно, что налог должен быть уплачен оператором интернет-платформы, который признавался налоговым агентом и удерживал налоги со всех доходов, выплачиваемых через платформу.

В текущей версии кодекса, опубликованной уже в июле, не указано четко, кто должен платить налог в случае работы через платформу – оператор или сам человек. Новая редакция кодекса не дает ответа на этот вопрос.

Я считаю, что в случае внедрения такого режима для платформенной занятости оператор должен осуществлять уплату налогов, а не перекладывать это бремя на человека. Это сделает процесс более прозрачным и справедливым.

– Какие ставки налога предлагает разработчик?

– В кодексе указано, что ставка налога на доходы равна 0%. Однако там же указано, что нужно удерживать и перечислять налог. Это противоречие вызывает путаницу – как можно удерживать и перечислять налог, если его ставка равна 0%? Это второй важный вопрос, на который нужно получить ответ.

Я считаю, что законодатель должен четко определить ставку налога на доходы, чтобы избежать недопонимания и несправедливости. Нулевая ставка может быть несправедливой и вызвать возмущение среди других категорий работников, которые уплачивают налоги по ставкам, зависящим от их режима работы. Необходимо принять решение по этому вопросу.

Следующий вопрос: какие доходы вообще нужно отражать через этот спецрежим для платформенной занятости? В чем загвоздка? Очевидно, это будут только те доходы, которые лицо заработало на этой интернет-платформе. То есть если человек работает курьером, то все, что он заработал, – это его доход. А другого дохода у него не должно быть. Вот этого в кодексе тоже четко не написано, а это должно быть определено.

Далее, если мы говорим про социальные платежи, то для них установлены пороги. Например, взносы на медицинское страхование имеют свои ограничения. Такой же порог существует для обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений. Но если человек работает на двух платформах, как определить, превышен ли у него порог или нет? Операторы не видят доходы друг друга, а значит, не могут точно определить, были ли превышены пороги для взносов.

Еще одна проблема касается наличных средств. Платежи наличными все еще популярны, и если человек получил оплату не через оператора и банк, а наличными за свои услуги, кто будет удерживать налог с таких средств? Сам человек или оператор, который не участвовал в данной транзакции? Этот вопрос также остается открытым.

– Как известно, пилотный проект по платформенной занятости предполагал участие только зарегистрированных ИП. Как этот вопрос решен в проекте НК?

– Самой большой проблемой является вопрос о том, должен ли человек быть зарегистрирован в качестве ИП, чтобы применять режим платформенной занятости, или же это возможно без статуса ИП. В законе режим платформенной занятости определен как режим для самозанятых. Самозанятые – это лица, не имеющие статуса ИП, что является ясным определением. Таким образом, закон предполагает, что платформенную занятость будут применять те люди, кто не является ИП. Однако у нас действовал пилотный проект по платформенной занятости, в рамках которого предполагалось введение специального налогового режима, например через мобильное приложение. Однако это специальное мобильное приложение могут использовать только зарегистрированные ИП. Сегодня создана парадоксальная ситуация. Появляется новый Налоговый кодекс, где вводится режим платформенной занятости для самозанятых. Теперь все те водители, которые стали ИП для участия в пилотном проекте, должны закрыть свое ИП и стать самозанятыми, чтобы использовать этот режим? Следовательно, возникает вопрос, могут ли те, кто не закрыл ИП, применять режим платформенной занятости или нет.

В новой редакции Налогового кодекса упоминается платформенная занятость для самозанятых. Также упоминается специальное мобильное приложение для отражения налогов. Однако возникает вопрос: как быть в случае, если человек зарегистрирован как ИП и работает в разных сферах, например как курьер и владелец малого бизнеса.

Если человек решит перейти на платформенную занятость, он должен будет завершить деятельность ИП? Закрытие ИП не является быстрым процессом, и только после этого он сможет применить платформенную занятость.

В случае если у человека есть ИП, где он занимается столярными или строительными работами, а также оказывает услуги такси, он может столкнуться с проблемой при желании работать на платформе, так как оператор может отказать из-за наличия ИП.

Таким образом, нет четкого комплексного подхода к данной проблеме. Это затрагивает множество людей, работающих в сфере перевозок и курьерской доставки. Необходимо создать более детальные правила и базу для работы с этими вопросами. Первый вариант кодекса предлагал более подробное регулирование, в то время как второй вариант оставил лишь одну статью по этому вопросу, что вызывает затруднения. Требуются доработка и улучшение законодательства в области платформенной занятости.

Ранее эксперт Вера Капацина рассказала, что новый Налоговый кодекс убирает предупреждения о проверках для бизнеса.

Читайте по теме:

Зачем минтранспорта РК хочет ограничить поездки на такси?

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться