Председатель Национальной ассоциации переработчиков масличных культур Ядыкар Ибрагимов отмечает, что наша страна вкладывает миллиардные субсидии в сельское хозяйство, но отрасль далека от процветания. А значит, и от исполнения задач по обеспечению населения доступными социально значимыми товарами, сообщает корреспондент inbusiness.kz.
Ситуация тревожна…
По мнению эксперта, ситуация становится все более тревожной. Причиной тому эксперт называет глобальные катаклизмы, в результате чего Казахстан теряет рынки сбыта.
В мае текущего года запретила экспорт пшеницы Индия, по понятым причинам Украина может недополучить урожай, причем как зерновых, так и масличных культур. Масштабная засуха охватила Европу, а наш северный сосед – Россия, руководствуясь своим незавидным положением и необходимостью обеспечить наличие продуктов питания для собственных граждан, пересматривает экспорт зерна в сторону понижения.
"В нашей стране, согласно оценке минсельхоза, урожай пшеницы ожидается на уровне 13-13,5 млн тонн. Масличные, в частности семена подсолнечника, планируется собрать около 1,1 млн тонн в бункерном весе при условии, что будет хорошая погода в период уборки. То есть по сравнению с другими странами положение неплохое. Да только мы снова вынуждены поднимать вопрос неконтролируемого экспорта сельхозсырья. Вот, к примеру, валовый сбор семян подсолнечника в 3 раза меньше, чем собственные перерабатывающие мощности. Как его можно продавать за границу?" – задается вопросом Ядыкар Ибрагимов.
На сырье зарабатывают трейдеры, а не крестьяне?
Ранее inbusiness.kz сообщал, какое решение для стабилизации продовольственной ситуации на внутреннем рынке предлагают мукомолы.
Напомним, мукомолы считают, что для стабилизации цен необходимо пересмотреть экспортные приоритеты. Так, по оценкам минсельхоза, в 2022 году ожидается урожай на уровне 13-13,5 млн тонн. Из них 6-6,5 млн планируется пустить на внутреннее потребление, а все остальное – на экспорт в виде зерна и муки. Зернопереработчики предлагают 1,5 млн оставить в качестве неснижаемых запасов для продовольственной безопасности, а экспорт муки увеличить на 1 млн тонн, направив на эти цели 1,35 млн тонн пшеницы. В итоге квотируемый объем экспорта пшеницы на сезон-2022/23 составит 4,15 млн тонн, а вывоз переработанной продукции увеличится. Таким образом, уверены представители отрасли зернопереработки, будут решены вопросы продовольственной безопасности и стабилизации цен.
По масличным культурам, учитывая запросы перерабатывающих предприятий, ситуация еще сложнее, даже несмотря на увеличение площадей под масличные культуры.
Согласно данным Нацбюро по статистике, посевные площади масличных культур в 2022 году составили 14,8% от всей площади – 23,4 млн га. Относительно прошлого, по оценке ведомства, площади масличных культур выросли на 6,4%, до 3,5 млн га (3,1 млн га в 2021 г.). Хотя ранее агроведомством прогнозировалось сокращение за счет льна, сафлора и горчицы на 61,7 тыс. га.
В то же время, как отмечает Ядыкар Ибрагимов, обеспеченность отечественных переработчиков сырьем – это прямая гарантия того, что у Казахстана будет своя доступная населению по ценам продукция. И даже несмотря на то, что Казахстан сократил экспорт масличных более чем в два раза, ситуация лучше не стала.
"Если соседние страны у нас закупают сырье для производства готовой продукции, то у них отпадает необходимость в приобретении готовой продукции, так как они сами из нашего сырья произвели этот продукт. Таким образом, получается, Казахстан, отправляя сырье (зерновые и масличные) за границу, не только отдает миллиардные субсидии в поддержку перерабатывающей отрасли чужих стран, но и заведомо осложняет реализацию местной готовой продукции, которая по экономике намного выгоднее", – сетует руководитель отраслевого союза.
И это притом, что платежеспособный спрос создается именно переработчиками. Но сегодня, говорит эксперт, балом в сельском хозяйстве правят посредники. Это наглядно демонстрирует проведенное ассоциацией исследование. Мониторинг, данные для которого предоставил минсельхоз, показал, что более 90% семян подсолнечника из страны вывозилось именно трейдерами. На непосредственно самих аграриев приходилось менее 10%.
Такое положение вещей, заключает эксперт, меняет сложившийся миф о том, что сельхозпроизводители не видят перспектив для себя на отечественном рынке и работают сразу с перспективой на экспорт.
Что на рынке
По данным бюро национальной статистики, в начале апреля количество масличных в стране по сравнению с предыдущим кварталом сократилось на 22,2%, составив к отчетному периоду 1,4 млн. тонн (к началу января – 1,8 млн тонн).
Петр Акутионов