Казахстан может снизить цены на автозапчасти на треть

10409

Шаг России по снятию запрета на параллельный импорт открывает возможность Казахстану пойти по аналогичному пути, лишив официальных дистрибьютеров необоснованной сверхприбыли, заявил inbusiness.kz представитель Союза независимого автобизнеса РК Тимур Жаркенов.

Казахстан может снизить цены на автозапчасти на треть

– Вчера, 29 марта, стало известно, что российский минпромторг формирует перечень товаров, по которым может быть разрешен параллельный импорт, то есть ввоз без получения разрешения от правообладателя, производителя или дилера продукции. Предполагается, что изъятия коснутся "широкого перечня товаров, по которым выросли цены". По данным СМИ, сейчас вопрос утверждения исключений обсуждается и на площадке ЕАЭС. По Вашему мнению, какие товары войдут в данный перечень?

– В России сейчас ситуация довольно острая, практически вся продукция, которая импортировалась, будет иметь проблемы с доставкой, начиная от электрооборудования до лекарственных средств, техники, автомобилей и так далее. То есть ввоз всего, что маркировано товарным знаком, и при этом производится за границей, будет ограничен на территорию Российской Федерации. Поэтому Россия крайне заинтересована в том, чтобы продолжать завозить эти товары.

Какой это будет перечень, сейчас сложно сказать, но я думаю, что это будут медицинские препараты, которыми первостепенно необходимо обеспечить население. Что касается других товаров, то здесь вопрос состоит в том, насколько государство сможет самостоятельно удовлетворять эти потребности без импортных поставок.

– Если говорить конкретно о казахстанцах, то какие товары нас интересуют в первую очередь?

– На мой взгляд, первоочередным является вопрос автомобильных запчастей. Несколько лет назад мы проводили исследование этого вопроса и увидели, что некоторые автомобильные запчасти с учетом доставки, растоможки, оплаты налогов и всего прочего стоят на 400 и более процентов дороже, чем они могли бы стоить. Рынок не стоит на месте, ситуация меняется, что-то улучшилось, что-то ухудшилось, но в целом, если смотреть, такое соотношение сохраняется.

Раньше, если брать в среднем, выходило, в 2 раза дороже стоили наиболее распространенные автозапчасти с учетом всех перечисленных факторов. Запрет на параллельный импорт часто является сверхприбылью со стороны правообладателя. Они, таким образом, манипулируют рынком и ограничивают ввоз того или иного товара.

– Пока непонятно, как это будет происходить, Россия снимет запрет на параллельный импорт только для своей страны или это произойдет для всех стран ЕАЭС. Данный вопрос мы поднимали 5 лет назад, пока он не сдвинулся с мертвой точки.

– Почему в свое время у нас этот вопрос приостановился? Позиция Казахстана часто менялась, к сожалению. В одно время Казахстан был за то, чтобы ввести запрет на те или иные ограничения, но встал вопрос в том, что это необходимо согласовать со странами ЕАЭС.

Есть договор об ЕАЭС, в котором предусмотрен запрет без согласия правообладателя на ввоз товара, маркированного товарным знаком, на территорию стран союза. Это возможно только после согласования. Соответственно, у нас этот вопрос приостановился, потому что мы не смогли договориться со всеми странами ЕАЭС о снятии этого ограничения. Вопрос поднимался так, если идет существенное завышение стоимости, чтобы страна могла на своем уровне этот вопрос отрегулировать.

Мы, как и тогда, так и сейчас, считаем, что это важно для обеспечения потребностей населения оригинальными товарами, но при этом по разумной цене. Сейчас происходит ситуация как в пословице: "Не было бы счастья, да несчастье помогло". Происходящие негативные события повлияли на то, что Россия встала перед выбором, когда первичны интересы населения, но не правообладателей. Я думаю, они будут в кратчайшие сроки решать этот вопрос, при этом для всех стран союза.

– Ожидается ли у нас нехватка автозапчастей?

– Если почитать российские СМИ, то можно увидеть, что, учитывая тот дефицит, который уже сложился в России по автозапчастям, а он уже сложился, в ближайшее время увеличится криминал в этой части, увеличится угон автомобилей на запчасти. Учитывая, что у Казахстана с Россией нет таможни на границе, данная проблема легко перекинется и нас. Соответственно, и у нас будет увеличиваться криминогенная обстановка с кражей автомобилей.

– Что даст разрешение параллельного импорта?

– Мы привыкли к этому термину, но в моем понимании это независимый импорт. Повторюсь, это именно оригинальные товары. Соответственно, если будут сняты ограничения по ввозу товаров, тогда любой человек сможет ввозить тот или иной товар из-за границы, соответственно, он станет дешевле на территории Казахстана. Это очевидно.

При этом у правообладателей будет мощнейший рычаг влияния на ценообразование, потому что они контролируют всю логистику перемещения товаров, у них за счет объема преимущество будет. Но товары, по которым завышенные цены, понизятся в цене, что будет очень выгодным для населения.

Надо надеяться, что позиция правительства Казахстана в данном вопросе не будет расходиться с Россией. При этом стоит отметить, что автозапчасти – это существенная часть расходов домохозяйств. Если мы разрешим параллельный импорт, то стоимость автозапчастей могла бы понизиться на 25-30%. Я считаю, что в сложившейся кризисной ситуации это будет большой помощью для населения Казахстана.

Майра Медеубаева