Снижение транспортного налога на автомобили старше 10 лет в рамках обновленного Налогового кодекса Казахстана стало неожиданным шагом на фоне общего роста налоговой и штрафной нагрузки. Решение вызвало неоднозначную реакцию — от поддержки среди автовладельцев до обеспокоенности у экономистов и экологов.
По мнению налогового консультанта Айдара Масатбаева, этот шаг можно расценивать как политический реверанс в адрес широкой группы избирателей.
"Люди жаловались, что налог на старые машины был слишком высоким. Видимо, точка зрения сторонников более мягкой налоговой политики победила", — говорит эксперт в беседе с inbusiness.kz.
Однако, по словам эксперта, у этой меры есть и оборотная сторона. Снижение налога едва ли окажет ощутимое влияние на рынок подержанных автомобилей или стоимость их содержания. Масатбаев отмечает, что гораздо сильнее на цены влияет удорожание топлива, а также общее снижение покупательской способности населения.
"Вопрос не в том, как содержать старое авто. Проблема в том, что у большинства нет возможности купить новое", — утверждает он.
Более того, рынок вторичных автомобилей в Казахстане характеризуется высокой долей неформальных сделок, что снижает эффективность налоговых изменений и их влияние на конечную стоимость владения.
Вопросы без ответа
Основная тревога экспертов связана с техническим состоянием старых автомобилей. Согласно данным, более 80% зарегистрированных автомобилей в Казахстане эксплуатируются более 10 лет, а около 2,5 млн единиц — свыше 20 лет. Это не просто возраст — это потенциальная угроза.
"Старые машины становятся источником повышенной опасности. Их расходники дороже, а желание экономить на ремонте ведет к рискам на дорогах", — говорит Масатбаев.
Снижение налога, по его мнению, может создать ложный стимул к дальнейшей эксплуатации таких машин, несмотря на их уязвимость и экологическую неэффективность.
Повышение налога на старые автомобили эксперт считает нецелесообразным — это лишь усилит социальное недовольство и нагрузку на налоговую систему, которая уже сталкивается с трудностями взыскания задолженностей с физлиц.
В качестве альтернативы он предлагает рассмотреть возможность автоматического взыскания долгов без участия судебных исполнителей, однако признает, что такая мера может еще больше подорвать доверие к налоговым органам.
В условиях роста цен, коммунальных тарифов и снижения реальных доходов населения решение снизить налог на старые авто может временно снизить социальное напряжение. Однако в долгосрочной перспективе оно не решает ключевых проблем: изношенного автопарка, экологических вызовов и угроз дорожной безопасности.
Как предупреждают эксперты, без комплексной политики обновления автопарка и стимулирования покупки новых машин подобные меры будут напоминать попытки тушить пожар, не устранив источник возгорания.
Читайте по теме:
Какие налоги скоро отменят в Казахстане: эксперт назвал список