Казахстан - "уютный и комфортный" дом для инвесторов

7484

В ходе Казахстанского инвестиционного саммита министр по инвестициям Асет Исекешев заявил о намерении сделать республику инвестиционным хабом для всего центральноазиатского региона. 

Казахстан - "уютный и комфортный" дом для инвесторов Фото: Алексей Банцикин

Инвестсаммит начался с констатации некоторых не слишком благоприятных условий, в которых Казахстан, как и многие другие страны, оказался волею глобального мирового кризиса. Перечислением этих негативных факторов занялся спикер саммита – главный экономист и управляющий директор The Economist Group Саймон Баптист, полагающий, что АЭФ – "замечательная возможность провести диалог между бизнесом и государственными органами в отношении того, каким может быть будущее Казахстана, какие бизнесы могут развиваться, какие могут быть приоритеты, какие цели могут быть достигнуты в ближайшие несколько лет".

"Сейчас для Казахстана критически важное время, страна преодолевает то, что мы можем назвать структурными изменениями: мы знаем, что процессы по вопросам нефти идут вверх и вниз, и многие изменения могут носить постоянный характер. И многие страны мира сейчас сталкиваются с точно такими же конструктивными изменениями, которые испытывает Казахстан. Структура меняется в Китае, в России, рост таких стран, как Иран и страны Ближнего Востока – все это меняет характер рынков инвестиций и рынка товаров во всем мире. И среда для Казахстана в течение ближайших нескольких лет будет очень сильно отличаться от того, что было в последние несколько лет", - отметил Саймон Баптист.

По его словам, в The Economist Group ожидают, что цена на нефть "будет оставаться достаточно слабой до 2020 года", в следующем году она "может быть, немножко повысится" по сравнению с нынешним уровнем, но "до 100 долларов она уже не дойдет". "И это означает, что те страны, которые очень сильно зависели от нефти и от соответствующих отраслей, могут ожидать доходы намного меньше, и их стратегии должны учитывать этот факт, - продолжил Саймон Баптист. - Казахстан также сталкивается с волатильными временами в отношении валюты – и это приводит к экономическим смещениям, в настоящее время инфляция достаточно высока, отток капитала в банковском секторе имеет место", - добавил он.

Тем не менее, по его мнению, у Казахстана имеется очень большой потенциал ресурсов – и "только потому, что цены на товары ниже, не означает, что нет никакой перспективы на будущее". "Просто нужно рассматривать сектор ресурсов более сложным или комплексным образом, чем это делалось раньше – и это становится более трудным для бизнеса и для правительства", - заметил модератор саммита. При этом потенциальные иностранные инвестиции могут принести и совершенно неожиданные сложности, как это случилось с вопросом продления сроков аренды земель сельхозназначения: Саймон Баптист увязал этот вопрос с намерением Китая получить большее влияние в регионе за счет реализации новой экономической стратегии "Один пояс, одна дорога".

"Казахстан находится в центре этой стратегии, Казахстан является ключевой страной, когда КНР рассматривает эту стратегию. И это достаточно сложный вопрос: Китай очень целенаправлен в своей стратегии, но китайские инвестиции приносят как преимущества, так и сложности – мы уже наблюдали эти сложности на протяжении нескольких последних недель в Казахстане, когда возникли противоречия в отношении реформы сельскохозяйственных земель, и не всегда иностранные инвестиции будут такими прямолинейными, будут сложности в том, чтобы ими управлять", - резюмировал представитель The Economist Group. После чего предложил представителям казахстанского правительства рассказать в своих приветственных словах и докладах о том, как они собираются справляться с этими вызовами.

В ответ премьер-министр Казахстана Карим Масимов в своем приветственном слове назвал еще один существенный вызов для страны: с начала 2000-х годов и вплоть до последнего кризиса казахстанская экономика не просто росла, а росла весьма существенными темпами. Что, естественно, позитивно сказывалось и на благосостоянии населения - и это "создало большие ожидания в отношении дальнейших шагов к более высокому экономическому процветанию". "По мере же того, как казахстанская экономика замедлялась, мы обеспокоились тем, что в какой-то момент наша страна может столкнуться с повышением популизма и стать жертвой этих событий", - признал Карим Масимов.

Между тем, власти Казахстана, по его словам, "всегда хотели быть насколько возможно гибкими". "Мы смотрим вокруг себя, изучаем среду, в которой находимся, ищем и предполагаем возможные негативные тенденции – и пытаемся адаптироваться к этим трудностям, - сказал глава правительства. - И мы хотели предвосхитить эти угрозы – что мы могли с этим сделать? Во-первых, всегда важно, чтобы правильные люди находились в государственном аппарате, мы должны свести к минимуму конфликт интересов, госслужба должна служить обществу. Судебная система должна гарантировать, чтобы все были равны перед законом – это позволит повысить доверие к государству. И идея заключается в том, чтобы развить институт, который нивелировал бы популистское давление без риска разрастания деструктивного популизма".

По словам премьера, важным элементом достижения этой цели будет содействие прозрачности, подотчетности государства, в том числе – судебной и законодательной систем на всех уровнях. "Наша стратегия заключается в том, чтобы внедрить системы меритократии как всеобщий принцип для всей государственной службы, в том числе – судов, правоохранительных органов, национальных компаний и холдингов, - заверил Карим Масимов. - Направляемые этой идеей, в прошлом году мы запустили целый ряд беспрецедентных институциональных реформ, возможно, самых крупных с момента обретения Казахстаном независимости. Более того, мы решили оказать поддержку этих институциональных реформ, обеспечив крупный структурный переход в экономике с упором на крупномасштабную приватизацию, рыночную либерализацию и устранение контроля за ценами. Такой переход демонстрирует очень сильную политическую волю и приверженность к созданию страны, которая обеспечит высокий уровень жизни для всех своих граждан".

Министр же по инвестициям и развитию Казахстана Асет Исекешев перешел непосредственно к главному вопросу саммита – привлечению иностранных инвестиций, заявив, что Казахстан намерен стать инвестиционным хабом для региона, создав инвесторам условия для выхода на соседние рынки. "Наша задача - в среднесрочной перспективе превратить Казахстан в инвестиционный хаб для всего региона: вокруг Казахстана растут быстроразвивающиеся рынки, поэтому для нас важная задача создать условия, развивать логистику, чтобы каждый инвестор мог создать свой бизнес в Казахстане с ориентиром выхода на соседние рынки, - сказал Асет Исекешев. - Сегодня мы счастливы сотрудничать со всеми инвесторами, и мы сделаем все, чтобы стать удобным и комфортным домом для всех инвесторов. Да, сегодня инвесторы заинтересованы в традиционных сферах добычи, но интерес к переработке тоже растет. Мы преодолели общее восприятие о том, что Казахстан — страна сырья, и показали важный потенциал в использовании перерабатывающих отраслей".

Министр напомнил, что после начала глобального экономического кризиса в 2008-09 годах президент Казахстана Нурсултан Назарбаев "объявил политику индустриализации и улучшения инвестиционного климата". "Эта задача - долгосрочная, она была разбита на пятилетние этапы. На 1 этапе с 2010 по 2014 годы мы сконцентрировались на развитии инфраструктуры: транспортной, энергетической, коммуникационной и индустриальной", - продолжил глава МИР. Он напомнил, что в стране "серьезно" изменилось законодательство и был улучшен "инвестиционный и бизнес-климат". "В результате реализации этого первого этапа, и сейчас вопросы базовой инфраструктуры в большей степени решены: было перестроено экономическое законодательство, выработаны специальные программы для бизнеса в части повышения производительности, привлечения частных инвестиций, новых технологий и продвижения ненефтяного экспорта", - считает Асет Исекешев.

По его оценке, политика диверсификации казахстанской экономики уже достигла серьезных успехов. "Мы приняли такое решение (о диверсификации экономики – прим. Авт.), потому что существовавшая тогда экономическая модель с упором на нефть и газ составляла около 20 % ВВП. За последние же пять лет, к 2015 году, обрабатывающая промышленность стабилизировалась и закрепилась на уровне 10% в ВВП, в то время как горнодобывающий сектор снизился до 12% с 20%", - подчеркнул министр. В результате, по его словам, в стране было открыто более двух тысяч предприятий в обрабатывающей промышленности, появилось 26 абсолютно новых секторов, организовано почти 200 тысяч рабочих мест. "Выросло новое поколение предпринимателей, инженеров и ученых – и важную роль в этом сыграли иностранные инвесторы", - заключил Асет Исекешев.

Игорь Воротной

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться